http://artslava.com/


Досье

Сергей Бугаев


Музыкант (играл на ударных инструментах), киноактер, участник групп «Кино», «Аквариум», «Звуки Му».. В 1995-1998 гг. работал в программе «Взгляд». Снимался в кинофильмах «АССА», «Два капитана-2». Является Председателем земного шара. Один из создателей культурного проекта «Институт нового человека».


Иллюстрации

ДИКТАТУРА БУРЖУАЗИИ
И ЗАЩИТА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО (ч.3)
проект: Осмысления

(Продолжение. Начало см. "Диктатура буржуазии - 1")


В Советском Союзе был популярен спорт, Олимпийские игры, чемпионаты мира. Но были полностью запрещены душа и какие бы то ни было попытки осмысления ее существования на территории нашего тела. И это была самая крупная ошибка, а точнее злой умысел большевиков, который отнял у народа, по сути дела, одну из самых важных чувствительных основ, хотя и очень субъективную, конечно. Естественно, среди нас есть люди, которые никогда не верили и не поверят ни в Бога, ни в существовании его представителя на территории тела под названием «душа», определяющего деятельность и действия человека на протяжении всей его жизни.

Вилли Шнее и социальный заказ

Однажды мне повезло, на толкучке в Москве я купил книгу стихов Тарковского 1965 года, где он от руки дописал очень много слов – в соответствующих местах сборника были оставлены пробелы. В одном стихотворении он даже пошел на компромисс и заменил слово. Это просто уникальная книга, потому что там можно проследить, что он обходит и чего нельзя. Одно стихотворение называлось «Вилли Шнее», а им от руки приписано «Пауль Клее» и, значит, имеется в виду, что стихотворение посвящено художнику-абстракционисту Паулю Клее. Но говорить об этом было нельзя, потому что абстрактное искусство не приветствовалось, поэтому он его назвал Вилли Шнее. Никакого Вилли Шнее не существовало! Тем не менее, эти сочетания слов созвучны, Вилли Шнее звучит примерно как Пауль Клее. А дальше все слова, которые он вписывает, по сути, имеют отношение именно к сфере духовного.

И этот вопрос нам каким-то образом предстоит затронуть, я имею в виду, нашему поколению художников, деятелей искусства. И если нам не будут мешать капиталисты и буржуазия, мы сумеем докопаться до основ. Но, естественно, все те рыночные структуры, которые мы на сегодняшний день имеем, заинтересованы только в повышении цен на искусство и в поддержании работоспособности рыночных механизмов культуры. Они сами навязывают свои механизмы, они доминируют и у нас, и западе, это колоссальные деньги.

И это затаптывает произведения, заслуживающие огромного внимания и уважения, от этого страдают личности, которые в естественных условиях существования достигли бы гораздо больших результатов, но в условиях такого вот капиталистического гнета, где все-таки существует свой социальный заказ, диктующий создавать произведения определенным образом для зомбирования субъектов цивилизации с помощью различных механизмов.

Культура как оружие

И вот мы сидели и говорили о том, что Тарантино – это никакой не Тарантино. Это институт имени Тарантино, занимающийся изготовлением продукции, которая отзывается практически в каждом сердце, в каждой душе при использовании определенного механизма подачи. Причем, этот механизм задействует помимо «физического» Тарантино, еще десятки тысяч людей под названием Голливуд. А Голливуд является четвертой властью в Соединенных Штатах, о чем можно было смело судить в тот момент, когда террористы уничтожили башни-близнецы. В Белом доме понимали, что именно эта ситуация с самолетами и «близнецами» однажды уже была смоделирована одним режиссером. Значит все, что может произойти в голове террористов, может произойти и в голове режиссеров. Следовательно, именно режиссеры с их фантазией, могут высказать нам еще возможные варианты будущих событий, то есть того, что могут сделать террористы.

Поэтому поводу в Белый дом пригласили именитых голливудских режиссеров на встречу с представителями ЦРУ и ФБР и спросили: «Дорогие друзья, не могли бы вы нам еще высказать какие-нибудь свои предположения о том, куда бы «шваркнули» герои ваших фильмов, если бы вы захотели снять кино о терроризме». И это полностью подтвердило тот факт, что кино и культура в целом являются полноценным и очень серьезным оружием. И для того чтобы сохранялся полноценный диалог между деятелями искусства и обществом, на мой взгляд, было бы очень важным произвести тотальную ревизию в культуре и все разложить по полочкам. То есть выяснить: где происходит элементарное нае…лово, а где мы духовно обогащаемся, где происходит отмывка денег, а где идут еще более сложные и неоднозначные процессы.

От Кандинского к виртуальной реальности

Я сейчас специально ускоряюсь, не углубляюсь в детали и немного утрирую. Дело в том, что моя сфера интересов тяготеет к такой современной науке как семиотика, и я не знаю, есть ли здесь люди, которые понимают, о чем идет речь. Это наука о знаковых элементах, которая рассматривает всю материальную основу, весь окружающий мир, все происходящее в нем в виде взаимодействия определенных знаков – они движутся, развиваются, взаимодействуют, «совокупляются», живут по своим законам. И там есть некоторые элементы и позиции, которые для нас являются архиважными и принципиальными.

И Зигмунд Фрейд, и Роман Якобсон, и Жак Лакан – все эти люди многое сделали для понимания и объяснения многих современных культурных феноменов

Был такой замечательный человек Александр Кожев, которого Ленин в свое время выслал из России. Это было неслыханное благородство со стороны большевиков: ребята организовали некий корабль, на котором собрали огромное количество философов, в том числе и Бердяева, и выпроводили их из России. Не расстреляли, а благородно выслали! Среди них ехал и племянник Кандинского, философ, Александр Владимирович Кожевников, который у нас, конечно, был не очень популярен. Хотя во Франции он стал очень важной фигурой, и повлиял на целое поколение современных французских философов, со многими из которых нам с Владиславом посчастливилось пообщаться. Это и Жан-Франсуа Лиотар, которому принадлежит авторство понятия «постмодернизм» и ряд прочих концепций. Это и Жак Деррида, это и Феликс Гватарри, это и Жиль Делез, и целый ряд других философов, которые проявились во Франции, когда там возникла благоприятная атмосфера для зарождения новой философской доктрины. Ее невозможно было бы вырастить ни за какие деньги! Поскольку невозможно собрать нужных мыслителей где угодно, построить им особняки из золота, дать все, в чем они нуждаются и чего они хотят, чтобы они развили тебе новую философскую систему. Это, к сожалению, не работает. Можно раздуться от денег, и даже лопнуть или взорваться, но ничего купить, по сути, нельзя, можно сделать лишь вид, что ты что-то значишь и можешь что-то купить.

Но мы снова отступили от темы. Так вот, вся эта ситуация с французскими философами странным образом переплелась с историей того корабля, на котором уехал человек по фамилии Кожевников. В последствие он стал преподавателем Кожевым знаменитой парижской школы «Эколь Суперьер». Из нее «происходит» Жан Поль Сартр и целый ряд французов, которые сейчас уже практически все вымерли и никакой замены им не будет. Потому что ситуация во Франции сегодня не позволяет людям развиваться.

Но закончу мысль о Кожеве, поскольку это важно для понимания того, о чем мы говорим. Недавно я совершенно случайно купил брошюру, в которой была статья Кожева «Реальная конкретная живопись Кандинского», впервые переведенная на русский язык.

В ней Кожев очень доходчиво поясняет, что искусство долгое время развивалось, находясь в определенных взаимоотношениях с реальностью. Он объясняет это на примере дерева – оно красиво само по себе. А дерево, изображенное на картине, красиво потому, что картина красива. Красота дерева в лесу и на картине – это природная красота. А вот картины Кандинского не вступают во взаимодействие ни с чем из того, что мы видим. Просто реальность Кандинского – это то, что мы видим на его же картинах. Вот она, здесь, в другом месте ее уже не существует.

Соответственно, сегодня, на мой взгляд, мы находимся в заключительной стадии того процесса, который начинался с Кандинского. Яркий пример тому – компьютерные игры. Премией Кандинского нужно награждать не художников, рисующих портреты маслом на холсте, ее нужно давать мальчикам и девочкам, которые давно уже живут в цифровом пространстве, в пространстве гипертекста.

Принцип воскресения «Мертвых душ»

1 2 3


Оставьте комментарий