http://artslava.com/


Досье

Александр Ктиторчук


Год рождения: 1964

Место рождения: Бердичев

Место проживания: Киев

Область фотографических интересов: портрет, пейзаж

Всем известно, что Саша -- личность неординарная. Он -- один из немногих украинских фотографов, беседы с которым доставляют особое удовольствие. Суждения его смелы и порой одиозны, вы можете соглашаться с его мнением или спорить, но за его словами всегда стоят честность, искренность и богатый опыт человеческого общения, позволяющий Саше откровенно и без лишних обиняков говорить о сути проблемы.

Предлагаю вашему вниманию одну из наших бесед.

Приятного чтения.
Сергей Галушка


Сайт фотографа

В ОБЪЕКТИВЕ – БАНКИРЫ!
проект: Беседы о фотографии

Многие фотографы очень часто сталкиваются с одной и той же проблемой: договорившись с заказчиком о цене, вы тут же становитесь несвободны в творчестве и начинаете плясать под его дудку. Как же этого избежать?

Хороший фотохудожник лучше модели знает, как эффектно ее сфотографировать и получить качественный результат. Но вот что парадоксально: придя в ресторан, мы заказываем блюдо и не учим повара, как его готовить, т. е. в отношении борща, например, мы особо не умничаем, зато о фотографии все знают все, особенно, если речь идет о себе, любимом.

Замечу также, что лучшие работы художников всегда делались не ради денег, хотя потом, конечно, они значительно возрастали в цене. Просто человек брал в руки кисть и, самовыражался, экспериментировал, работал – и получалось! Поэтому я очень часто пытаюсь предложить заказчикам такую форму взаимодействия, при которой деньги будут, но позже, по окончании работы.

Как обычно снимаются портреты звезд или деловых людей? Фотограф заключает контракт на несколько тысяч долларов, приглашает стилиста, визажиста, кучу ассистентов для работы со светом – в общем, создает видимость бурной деятельности с целью отработать оговоренные суммы. При этом какие-то посторонние люди постоянно высказывают свое мнение, кучи советчиков, кучи оппонентов.

Поэтому я всегда ищу способ, как выйти из этого положения. Например, однажды моим клиентом была состоятельная женщина, которая пожелала сняться со своей дочерью и предложила заплатить за мою работу круглую сумму. А у меня не было никакого настроения фотографировать эту парочку в предложенном виде. Тогда я ей говорю, что все сниму бесплатно, а потом, если вам понравятся фотографии, вы купите их у меня. Правда, есть одно условие: я буду снимать вас так, как хочу. Она согласилась. На следующий день они пришли с дочкой одетыми с иголочки и принесли с собой целую сумму маечек, юбочек и туфелек. Мама сделала прическу за 100 долларов, потом на ее лицо еще три часа наносили макияж. Я сразу спрашиваю: «Зачем все это? Мы же договорились: я делаю так, как хочу, и вы не вправе иметь свое мнение по поводу съемки». Она в истерике. Сначала я угробил ее прическу, потом смыл косметику, одел в простую мужскую рубашку, которая нашлась в моем гардеробе. Дочка смеется, мама в шоке, губы дрожат. Снял. Через день она пришла, и когда увидела мою работу, снова была истерика, но при этом все ужасно понравилось! Она заказала практически все фотографии всех возможных форматов.

Таким образом, если вы уверены в своем профессионализме и можете предложить заказчику такую форму работы, при которой его мнение можно будет не учитывать, то это существенно развяжет вам руки и позволит достичь гораздо более качественного результата. Аргументы просты: вам нравится мой стиль? Да. Отлично, значит, я делаю так, как понимаю, а вы потом выбираете то, что придется по душе.

Именно по такой схеме я действовал, когда фотографировал банкиров. Я был совершенно свободен от любых обязательств, мне никто не диктовал, как и где снимать, как выставлять свет. Я ловил момент, настроение, кураж, ходил по банку где угодно. Смотрю, например, на мужчину и говорю ему: «Тебе нужно поправить галстук». Отличное, естественное фото! Но ведь с другой стороны, бред, ну кто так снимает банкиров?! Другой пример. Председатель правления банка очень долго красила губы (наверное, целый час ушел у нее на это дело), потом села за стол, сцепила руки перед лицом. Я кричу: «Стоп, не шевелитесь!» – и делаю всего один кадр, в котором губ нет, одни глаза и руки. Потом мы долго смеялись, стоило ли столько возиться! Правда, тут есть одно «но». Все эти люди были мне очень симпатичны, они работали со мной на одной волне. Пожалуй, не все согласятся на такие эксперименты.

В итоге я снял весь этот банкирский народ за четыре дня, т. е. было 3–4 человека в день. Причем была и конфликтная ситуация, когда я, хлопнув дверью, сказал, что съемка закончена, больше не хочу и не буду работать с вами, поскольку у вас нет ни такта, ни терпения. И они вдруг обнаружили, что, по сути, ничем на меня не могут воздействовать. Понимаете, я видел эту растерянность! Они с таким сталкивались впервые. Ведь это к ним обычно обращаются с прошениями, и от их решений многое зависит. А тут – полностью нештатная ситуация. Но в результате амбиции были обузданы, инцидент исчерпан, и все только благодаря тому, что изначально нами не был оговорен финансовый вопрос. Зато в результате получился отличный фотографический ряд.

Чтобы как-то объединить все эти фотографии по смыслу и стилю, я решил, во-первых, все их сделать черно-белыми, а во-вторых, осветить лица одним мощным боковым источником света, загоняя тем самым другую сторону в жесткую тень. Кстати, если бы мне сразу заплатили, так снимать было бы нельзя. Для обычного парадного портрета делового человека это был бы брак! Я бы начал играть со светом, куча времени ушла бы на различные варианты, в результате вместо трех-четырех человек в день я бы снимал одного человека в три-четыре дня. Зато потом, когда я все это напечатал, был дикий восторг, и мне заплатили раза в три больше, чем я запросил, что и доказывает правильность такого подхода.

Опубликовано в журнале DFOTO, №7-8, 2008 г

Павелко федерация футбола украиныуровень социального развития ребенкаженская обувь украина от производителя


Оставьте комментарий