Warning: session_start(): open(/home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/tmp/sess_844fa7f4a456ca796e1bb1becd5e4087, O_RDWR) failed: Disc quota exceeded (69) in /home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/public_html/wp-content/themes/kinoword/header.php on line 2

Warning: session_start(): Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/public_html/wp-content/themes/kinoword/header.php:2) in /home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/public_html/wp-content/themes/kinoword/header.php on line 2
СОВРЕМЕННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА:кадры не решают ничего, или девальвация слова « Кино и слово
http://www.fotoword.com.ua/


Досье

Сергей Галушка


Здесь представлены статьи (написанные в разное время для разных журналов, газет, Интернет-изданий), которые, на мой взгляд, не утратили свою актуальность.

Многие из них не претендуют на какую-либо полноту или завершенность, это -- мгновенная, порой излишне эмоциональная, реакция на определенные события.

Искренне Ваш,
Сергей Галушка

СОВРЕМЕННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА:
кадры не решают ничего, или девальвация слова

Когда-то люди в той огромной Стране, которую сплотила, как оказалось, не навеки и, в общем-то, в свете последних политических веяний, совсем не великая Русь, считали себя самыми читающими в мире. Читали везде: за завтраком, обедом и ужином, на работе, в поездах и самолетах, в городском транспорте, в бесконечных очередях в поликлиниках и ЖЕКах, в туалетах и даже перед телевизионными экранами. Народ ежедневно проглатывал миллионы газетных и журнальных полос. Даже сам запах свежеотпечатанных страниц вызывал опьянение в предвкушении интеллектуального экстаза поглощения печатного слова. Одни беспрекословно верили и внимали ему, другие, цинично улыбаясь, искали правду между строк. Но те и другие до хрипоты спорили о прочитанном, пытаясь докопаться до истины, полагая, что от этого зависят, если не основы мироздания, то, во всяком случае, завтрашний день. Быть может, уже очень скоро ученые отыщут ген, отвечающий за благоговейное отношение к печатному слову, хотя, очевидно, в последнее время он слишком мутировал.

Когда-то особую роль играли стиль журналиста и его личность. Посвященные знали: такой-то пишет исключительно передовицы на заказ, именно поэтому и состоит почетным членом различных союзов. А этот – в опале, публикуется редко, зато его статьи, как изысканный крепкий марочный напиток. И вкушать его следует неспешно, наслаждаясь каждой фразой, растекающейся терпкою свежестью мысли по всему организму.

Однако «главный ужас» журналистики, по словам известного журналиста и писателя Дмитрия Быкова, заключается в том, «что не только нынешняя пресса старательно оглупляет себя и читателя, -- такое свойство любого периодического издания во все времена». Однако в современную эпоху, на мой взгляд, этот процесс оглупления достиг своего апогея. Вдумчивый читатель выглядит «рудиментом в нынешних мирах».

Клипы, реклама и комиксы сформировали линейно-рефлекторное мышление масс – питательную среду для взращивания гламура, который в условиях тотальной власти денег приобретает статус государственной религии. Современные глянцевые печатные издания, рассчитанные на широкую публику, в общем-то, и журналами уже не называются, а все чаще коммерческими проектами. И успех того или иного проекта никак не связан с полезностью и интересностью материалов и тем более с личностями задействованных в нем журналистов -- он, как и положено, измеряется исключительно количеством заработанных денег.

Это раньше хорошего журналиста ценили, пестовали и лелеяли. За крепкий и хлесткий текст ему многое прощалось: и неформальный внешний вид, и амбиции, и нечастые приходы на работу, и вечный творческий поиск самоидентичности, и даже развившийся на его основе алкоголизм, а в редких случаях и срыв сроков сдачи. Сегодня роль «пишущей личности» нивелирована. Современный участник проекта все чаще должен выглядеть, ну если не как менеджер высшего звена, то, во всяком случае, «стильненько и опрятненько», дабы не отпугивать своим внешним видом капризного рекламодателя с «тонким вкусом». Умение четко выражать свои мысли от участника не требуется, равно как и наличие оных. Работать над собственным стилем также нет надобности, более того, стиль будет мешать «журналисту» влиться в проект.

Именно поэтому редакционные команды гламурных журналов чем-то напоминают унифицированные girls- или boys-band'ы современного шоу-бизнеса, где в любой момент можно заменить любого участника и практически никто из зрителей (то бишь читателей) этого не заметит. Таким образом, равно как из любого Сташевского можно сделать поп-звезду, так практически из любого студента легко воспитать «журналиста». От «модели» потребуется лишь имитация желания, а еще лучше -- оргазма, в частности, при виде начальства. Даже рецепты приготовления шоу-звезд и модных глянцевых журналов похожи: взять смазливую внешность (девушки, парня... для обложки журнала), изучить настроение и потребности выбранной целевой аудитории, изучить интересы рекламодателей, все это тщательно перемешать и добавить много денег.

Более того, шоу-бизнес и модный глянец отлично дополняют и питают друг друга. Не нужно обладать большим талантом, чтобы, например, взять интервью у поп-звезды: Рецептура всей этой гламурной стряхни, которой пичкает нас «модный глянец», вполне прозрачна. Стандартные вопросы, стандартные ответы, стандартные темы, стандартные подписи под картинками. В результате любой журнал превращается в некий таблоид, заполнять который под силу любому человеку, которого научили в школе писать сочинения хотя бы на тройку.

Но тут возникает вполне резонный вопрос: если роль текстов сведена к минимуму, за счет чего же удерживается интерес целевой аудитории? И какова роль слова вообще в таком проекте? Ответ очень прост: любой современный глянцевый журнал должен быть продукто- или услугоориентированным, другими словами, самое главное что он должен содержать – это совет, как читателю не потеряться в этом безумном потребительском мире: «я начала пользоваться кремом фирмы NN и у меня исчезли морщины, а вместе с ними и складки на лбу», «эргономика этого фотоаппарата предотвратит появление мозолей на вашем указательном пальце при нажатии кнопки спуска затвора», «в уютном ресторане на Гоголевской открылся гей-клуб», «эти таблетки отлично повышают тонус, а также потенцию и рост волос» ну и т.д.

То есть журнальное слово в подобных проектах перестало играть морально-этическую и эстетическую роль и ограничилось выполнением бытовых и утилитарно-прикладных функций. Именно здесь и выявляется точка пересечения двух различных аудиторий: одной, стремящейся заработать на выпуске все новых товаров и услуг, и другой, потенциально желающей (но пока не знающей этого) их обрести.

1 2 3

Марина - 25.09.2012 
Абсолютно верно. Сама так думаю. И - чем "дальше в лес, тем толще партизаны" . С 2008 года ситуация в профессии стала только хуже...

Оставьте комментарий

 

Warning: Unknown: open(/home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/tmp/sess_844fa7f4a456ca796e1bb1becd5e4087, O_RDWR) failed: Disc quota exceeded (69) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/tmp) in Unknown on line 0