http://artslava.com/


Досье

Автор:
Денис Галушка

ГЕморРОЙ
нашего времени

Я очень люблю советское кино. А вот к современному отечественному отношусь скептически. Каждую новинку встречаю с опаской: не хочется зря тратить время. Хотя отнюдь не заявляю, что русского кино нет. Случаются, порой, настоящие шедевры. Но промахов гораздо больше, чем попаданий. Почему? Рекламные заказы? Легкие деньги? Или нечто другое?

Как-то задался я целью объяснить свои чувства к отечественному кинематографу и понял, что большинство современных героев экрана меня не просто не трогают, а зачастую раздражают. И дело даже не в том, что «так не говорят» или «так не делают» (ну что поделаешь, если «театральность» прет: не всем дано адекватно адаптировать в кинокадре недоученные сценические приемы системы Станиславского). Проблема с образами. Беда в том, что практически ни с кем из «героев нашего времени», предлагаемым современным отечественным кинематографом, я просто не могу себя сопоставить. Возможно, чего-то не понимаю? Отстал от жизни? Должен признаться, мне, действительно, трудно находит параллели между тем, чем нас кормят с экранов, и тем, что всегда считалось качественным кинематографом. Но, не заостряя внимание на духовном аспекте, в техническом плане это, все же, кино: изображение есть, звук есть, сюжет есть. Пусть будет кино… Хотим фильму! А что имеем?

Телевидение в прайм-тайм с приторной улыбкой упрямо корчит из себя лучшего друга. Одной рукой оно подсовывает нам за ужином сладкую жвачку в виде нового сериала, а другой отодвигает в район часа ночи что-то настоящее. Мол, кто захочет – посмотрит. И почему-то никто особо не переживает, что «тем, кто захочет» на следующий день тоже надо бежать на учебу или работу.

Особой альтернативы нет: ужинаешь – ужинай, сиди и смотри. Вот и смотрим, втягиваемся помаленьку. И создается чувство, что самые важные проблемы сегодня у бандитов и ментов. Неужели только наличие оружие в кадре может создать драматическую ситуацию, заставить сопереживать герою? Неужели нет другого пути? Или просто не хватает ума, порядочности, таланта? Ведь есть тысячи тем, тысячи проблем, которые волнуют, болят, рвут на части! Почему же столько бандитской романтики? Впрочем, оставим эти вопросы для социологов и психологов.

Да, случаются мыльные оперы, показывающие нам быт и отношения обычных людей. Якобы. Но всякий раз фраза «Не верю!» всплывает в голове с первых кадров, если не раньше, во время титров. «Слабали по-быренькому, бабла срубили, и пипл хавает». Артисты – ведь тоже люди, им кушать надо. И вам тоже кушать подано, садитесь, зрите! Такие сериалы были, есть и будут, пока будут спрос и реклама. Ладно, а «Студенты»? «Школа»? Это точно уж – в точку, все о современной молодежи. Ага! Два раза! По каким лекалам это состряпано мне, например, неизвестно, подобных прототипов в жизни не встречал.

Но очевидно, ширпотреб тоже любит троицу: и к околоромантическим мелодрамам и псевдогангстерским сагам добавился жанр комедии положения. Это выигрышный ход. Чего стоит только успех «Теории Большого взрыва» по всему мира, или слава «Интернов» у нас. К счастью, эти сериалы на две головы выше «Букиных» и прочих «Нянь». Но постоянно смеяться тоже не в кайф, иногда задуматься охота, внутрь себя заглянуть.

«Нашел, где думать! – скажут многие. – За ужином!» Для телевидения планка сознательно занижена, и мыльные оперы – условность, не претендующая на какие-то лавры. Мол, уставший после работы человек не в состоянии воспринимать что-то более серьезное. Хочешь грузилова – ступай в кино! Иду. Однако те отечественные картины, которые выходят на большие экраны и позиционируются как «самый ожидаемый фильм года», почему-то также лишены той доли настоящего, по которой лично я порядком истосковался.

Здесь опять политики, менты и бандиты. И еще мажоры – характерные герои современных молодежных комедий. Да, Москва – город богатый, но не все же живут на Рублевке! Однако всякий раз, когда выходит в прокат очередной шедевр в стиле «Любви в большом городе», на нас опять презрительно глядят с экранов люди с достатком намного выше среднего. Клубы, шоппинг, тюнинг, гламур, R’n’B. За всем этим не видно личности, равно как сложно разглядеть человека за тонированными стеклами новой Subaru.

Причина всего происходящего очевидна. Мы живем в обществе потребления, и главная задача современного продюсера не просветить, а продать. Причем продать не только фильм, а и r'n'b-шный саундрек, блеклую игру с откровенно слабым геймплеем по мотивам фильма, постеры с изрядно отфотошопленным лицом главного героя и т.д., и т.п. Классную песню, написанную лет пять назад, успешно продать крайне трудно. А за зарубежную композицию, которую, действительно, мог слушать герой, придется еще и кучу денег отвалить. Естественно, этого делать никто не хочет, а собственные таланты нынче в дефиците. Исключения есть, «Питер FM», например. Его создателям отдельный респект за включение песни Krec в саундтрек. Тоже ведь, думаю, удачно продался. Зато от всей этой музыки пафосом за версту не разит.

Впрочем «серьезное» кино у нас тоже снимают, да вот только почему-то наша серьезность зачастую является синонимом депрессии и безысходности. Это другая крайность в русском кино. И, естественно, здесь, сценарные штампы несколько иные. Провинция, «хрущевка», главный герой – неудачник, пьяница, киллер, рецидивист, маньяк, наркоман (нужное – подчеркнуть). Просвета нет, поскольку все вокруг такие же истеричные и продажные существа с изломанными судьбами и телами. Единственного нормального человека в таком фильме обязательно убьют, или он тоже сопьется, или сойдет с ума.

1 2


Оставьте комментарий