Warning: session_start(): open(/home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/tmp/sess_b9818d224e3a452f957fad53643ad03c, O_RDWR) failed: Disc quota exceeded (69) in /home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/public_html/wp-content/themes/kinoword/header.php on line 2

Warning: session_start(): Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/public_html/wp-content/themes/kinoword/header.php:2) in /home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/public_html/wp-content/themes/kinoword/header.php on line 2
ЦИФРОВАЯ ФОТОГРАФИЯ:спорт или искусство? « Кино и слово
http://www.fotoword.com.ua/


Досье

Сергей Галушка


Здесь представлены статьи (написанные в разное время для разных журналов, газет, Интернет-изданий), которые, на мой взгляд, не утратили свою актуальность.

Многие из них не претендуют на какую-либо полноту или завершенность, это -- мгновенная, порой излишне эмоциональная, реакция на определенные события.

Искренне Ваш,
Сергей Галушка

ЦИФРОВАЯ ФОТОГРАФИЯ:
спорт или искусство?

Листая стопки современных гламурных журналов с профессиональными снимками и просматривая горы любительских фотографий, приходящих на различные конкурсы, я часто ловлю себя на одних и тех же мыслях. С одной стороны, набивший оскомину гламур – суть красивая технически совершенная выхолощенная пустота, начисто лишенная глубины чувства и мысли, с другой -- от всей массы несовершенных любительских кадров исходит дух какого-то первобытного необузданного задора, счастья и радости, но он стихийный, зачастую неоформленный даже в элементарные эстетические рамки.

По сути, именно цифра сделала фотографию неотъемлемой частью массовой культуры. Каждую секунду в мире производятся тысячи снимков, и если можно было бы слышать все щелки затворов аппаратов, то вся эта канонада слилась бы в единый непрерывный мерный гул, в дни летних отпусков и по праздникам нарастающий до самолетного. Безусловно, технический прогресс привел к тому, что в ходе съемки многие прекратили думать над кадром, им перестали дорожить, мол, «цифра» все стерпит. Но наивно полагать, что освоение только технических приемов позволит наполнять снимки содержанием.

В эпоху пленки фотоделом занимались лишь энтузиасты, колдуя в затемненных ванных комнатах и кухнях над «бромпортретами» и «унибромами». С приходом пленочных мыльниц и минилабов снимать стали буквально все, однако как-то влиять на изображение после спуска затвора рядовому фотографу было недоступно. Сегодня темную комнату заменил «фотошоп». «Цифра» создала иллюзию полной власти над изображением. Возможности инструментария цифровой фотографии поистине безграничны. Вычитая все лишнее из снимка натуры и расставляя определенные акценты, современный цифровой фотограф зачастую апостериорно пытается достичь некоторой эстетической формы согласно своим вкусам и понятиям. Но в погоне за эстетикой часто утрачивается смысл, а сама эстетическая форма без духа превращается в ничто.

Это, на мой взгляд, одна из совершенно удручающих тенденций развития профессиональной цифровой фотографии. Почему-то многие достаточно известные фотографы, равно как и фотографические школы внушают начинающим такую мысль, что профессионалом можно стать лишь в том случае, если в совершенстве освоить технику съемки, т.е. законы композиции, сочетания цветов, способы поиска нужного ракурса и т.д. Но на мой взгляд, это ремесло не имеет ничего общего с подлинным классическим искусством фотографии. Естественно, можно, воспевать четкую ритмику линий и объектов и торжество правильных геометрических форм. Можно наслаждаться идеальными сочетаниями насыщенных цветов и виртуозной игрой света от двух десятков источников. Можно, снимая документальный снимок, например, в лагере беженцев, раздать по десять баксов обездоленным людям и заставить их позировать перед объективом в угоду эстетической форме. Но все это суть – искусство ради искусства. Вдумчивый зритель этот подлог заметит всегда. Гипноз «вау»-фактора действует первые несколько минут, потом его влияние проходит и остается пустота, неприятное послевкусие и ощущение, что тебя провели.

Смею заверить, что это вовсе не бурчания стареющего неудачника, хотя, действительно, чаще всего о душе и духовности в фотографии рассуждают пожилые фотографы. Но если эстетическую составляющую фотографии назвать ее телом, то можно ли сказать, что сегодня профессиональная фотография переживает культ тела? К примеру, известный испанский мыслитель Хосе Ортега-и-Гасет в своей работе «Дегуманизация искусства» писал: «Культ тела – это всегда признак юности, потому что тело прекрасно и гибко лишь в молодости, тогда как культ духа свидетельствует о воле к старению, ибо дух достигает вершины своего развития лишь тогда, когда тело вступает в период упадка. Торжество спорта означает победу юношеских ценностей над ценностями старости». Означает ли это, что цифра вдохнула в фотографию вторую молодость? И последует ли за ней зрелость и мудрость? Думаю, сегодня вряд ли кто-то сможет ответить на эти вопросы.

Еще один классический пример, который приводит Хосе Ортега-и-Гасет, говоря о значении и месте искусства. Допустим, мы смотрим в сад через окно. Если стекло идеально чисто, мы видим лишь красивый пейзаж, но если оно забрызгано каплями дождя или покрыто рисунком инея, то мы сможем наблюдать лишь размытые контуры домов и деревьев. Художник не просто воспроизводит окружающую действительность, он, словно, это стекло, преобразует картины мира. И по сути, на этом стекле мы видим не объективную реальность, а реальность субъективную, другими словами, перед нами предстают картины внутреннего мира художника, и они или могут напоминать объекты окружающего нас мира, или же могут быть ни на что не похожи, как если стекло замазать какими-то непрозрачными красками – мы не увидим пейзаж за окном.

Возвращаясь к фотографии, можно сказать, что она долгое время оставалась прямолинейным, документальным отображением действительности. С приходом цифры, роль фотографии как документа все больше нивелируется, и следовательно, она становится значительно ближе к «чистому» изобразительному искусству, стало быть, современная фотография все больше начинает отвечать законам и тенденциям развития современного искусства.

Сегодня в полной мере можно говорить о процессе дегуманизации фотографии. В современной фотографии, как и в искусстве, многие художники сознательно отклоняются от изображения натуры, от «жизненно-человеческого», от документального сходства с ним, таким образом, путь современного фотохудожника зачастую уводит нас от «гуманизированного» объекта.

1 2


Оставьте комментарий

 

Warning: Unknown: open(/home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/tmp/sess_b9818d224e3a452f957fad53643ad03c, O_RDWR) failed: Disc quota exceeded (69) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/tmp) in Unknown on line 0