http://artslava.com/


Досье

Автор: Сергей Галушка


По многочисленным просьбам слушателей моих курсов и мастер-классов по фотографии... Фу, звучит как-то приторно и банально. В общем, так: вот резюме того, о чем толкуем на мастер-классах по пейзажной съемке.


Примеры фотографий

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ
по съемке пейзажей

Среди фотографов, привыкших снимать людей, бытует мнение, что пейзаж снимать скучно, поскольку мы имеем дело со статичной картинкой. Но это совершенно не так, поскольку любой пейзаж находится в постоянной динамике. Солнечный свет и тени, непрерывно изменяясь, преобразуют и ландшафт. Осознанно снять хороший пейзаж – это огромный труд и сплошная психология: достать и адекватно запечатлеть душу природы в каждый конкретный момент времени столь же трудно, как запечатлеть душу человека при съемке портрета. Это берется усердием и приходит с опытом.

Цели пейзажной фотографии

Цели пейзажной фотографии могут быть совершенно различными. Снимки пейзажей зачастую используют для иллюстрации путевых заметок в блогах или книгах; они также могут служить для объективной фиксации каких-то особенностей той или иной местности; и наконец, пейзажная фотография – отличный способ самовыражения. По своей художественной сути пейзажи могут быть драматическими, экзотическими, волнующими, величественными, нежными и даже абстрактными (хитрые переплетение линий и замысловатый набор пятен).

Кроме того, идея пейзажного снимка может находиться и в русле социальной фотографии, например, с целью привлечь внимание общественности к гибнущему лесу или озеру, к загаженному побережью, к разрушающимся архитектурным или историческим памятникам и т.д.

Зарабатывать на пейзажах сегодня довольно трудно. Да, безусловно, хорошие пейзажные работы у вас могут купить известные фотобанки или микростоки, а также различные издательства. Такие картинки отлично подойдут для всевозможных туристических, экологических и учебных изданий и календарей, кроме того, они могут быть приобретены и обычными людьми для эстетических целей, например для украшения спальни, гостиной, прихожей, кухни или офиса. Однако с развитием туризма в мире в последние годы пул этих фотографий настолько увеличился, что ваш даже очень ценный с художественной точки зрения снимок может затеряться в кипах похожих работ.

Аксиомы пейзажной съемки

Как же снять хороший пейзаж? В идеальных условиях, т. е. когда у вас есть неограниченное время и желание, в первую очередь, следует изучить выбранный вид в разное время суток. Направление, цветовая температура и прочие качества света могут подчеркивать или сглаживать текстуру отдельных объектов.

Старайтесь избегать палящего полуденного солнца, чрезмерно «выжигающего» светлые части объектов и образующего глубокие тени, в которых теряются детали. Летом, в наших широтах, например, наиболее удачное время для съемки пейзажей – с четырех-пяти часов до девяти утра и с шестнадцати-семнадцати – до глубокого вечера. Естественно, если вы оказались в Вене, Париже или Амстердаме на один день, купив экскурсию у местного туроператора «Галопом по Европам», то придется идти на компромиссы и снимать в любых условиях.

Существенно изменяют пейзаж кучевые и грозовые облака, туман, предрассветная дымка, дождь, снег. Каждая такая картинка может по-разному откликаться в душе фотографа и зрителя: это зависит от настроения человека, его возраста, а также различных ассоциаций.

Очень важно уметь выбрать правильную точку съемки. Перед тем как щелкнуть затвором, обратите внимание на то, как с вашим перемещением ближние и дальние объекты меняют свое взаиморасположение. Заберитесь на ближайший пригорок или парапет – картинка стала совсем иной. Присядьте на карточки, а то и при возможности лягте на землю и обратите внимание, как изменилась природа восприятия пространства, как существенно выросли объекты переднего плана. Особое внимание обращайте на формы объектов, на их соотношение, на перекрытие контуров.

Но, пожалуй, самым главным «секретом» практически любого хорошего пейзажного снимка является наличие трех планов – переднего, среднего и дальнего. Когда в пейзаже отсутствует хотя бы один из них, фотография становится менее привлекательной, плоской, она утрачивает объем.

Пейзаж не терпит неоправданных сюжетом больших и малотекстурированных участков изображения. Если есть возможность, поместите в такую область какой-то сюжетно-важный объект. Например, снимая городской пейзаж с противоположного берега реки, дождитесь, чтобы по реке плыл кораблик – он украсит и оправдает картинку; а набережную с пустым асфальтом на переднем плане существенно оживит лужа с различными отражениями в ней.

Некоторые заядлые фотографы-пейзажисты, определившись с композицией снимка, могут часами, днями и даже неделями караулить совпадения ряда факторов, которые сделают их работу наиболее привлекательной. Например, они упорно ожидают милости от природы в виде туч или облаков на небе определенного цвета или формы; ждут шторма или штиля, ждут корабля на ровной глади моря, полной Луны, кроваво-желтой игры заката и т.д. и т.п.

Архитектурный пейзаж

Часто говорят, что наиболее трудно снимать свой родной город. Глаз привыкает к окружающим архитектурным пейзажам, а значит, очень сложно чем-то удивить своего потенциального зрителя. А ведь фотография должна удивлять, содержать внутренний заряд, внутреннюю энергию, которая обязательно должна заставить зрителя задержать внимание на вашей работе хотя бы на несколько секунд.

При съемке архитектурных пейзажей родного города такую энергию можно также добыть путем поиска необычного ракурса. Интересный ракурс комфортнее искать с помощью подвижного монитора цифровой камеры, либо с помощью шахтного видоискателя.

Но существует еще одна очень интересная особенность архитектурной съемки родного города. Дело в том, что облик современных городов очень быстро изменяется. Навсегда исчезают старые парки, скверы, дома, а иногда и целые улицы. И нет сомнения в том, что даже самая обычная фотография самого привычного для нас сегодня дома, двери, интерьера, через несколько десятков лет приобретет особую ценность. Вот, кстати, еще один дополнительный способ заработка на пейзажах, правда, воспользоваться им смогут, очевидно, ваши дети или внуки.

Аэрофотосъемка

1 2


Оставьте комментарий