http://www.fotoword.com.ua/


Досье

Роланд Жоффе


родился 17 ноября 1945 г. в Лондоне. Начинал как режиссер драматического театра, затем перешел на телевидение, снимал документальные фильмы, работал над ток-шоу и сериалами. Его первый игровой фильм "Поля смерти" (The Killing Fields, 1984) также основан на документальном материале. Следующий фильм "Миссия" (The Mission, 1986) получил "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах и был выдвинут на премию "Оскар". После выхода "Вателя" (Vatel, 2000) Роланд Жоффе около шести лет практически ничего не снимал, но проводил много лекций, рассуждая о квантовой физике, войнах, любви, актерах и Фрейде. Роланд полагает, что история - лучший способ исследовать настоящее время. В 2007 г. Р. Жоффе выпустил в свет фильм "Похищение" (Captivity), многие из эпизодов которого были сняты на "Мосфильме".

Фрагмент этого мастер-класса был опубликован
в журнале DFOTO №7-8, 2007г.

РЕЦЕПТ
приготовления историй

Если вы мечтаете написать киносценарий или просто у вас есть интересная история, которую хотелось бы рассказать людям (и не только с экрана!), то из этой статьи вы узнаете каким именно образом это лучше всего сделать.

Во время MKФ "Молодость'34" Роланд Жоффе был одержим историей Мата Хари. В то время он писал сценарий о легендарной шпионке и, по его словам, даже влюбился в нее. В предлагаемом вашему вниманию мастер-классе очень многие моменты объясняются именно на примере этой работы. К сожалению, фильм о Мата Хари пока так и не вышел на экраны.

Итак, что такое современное кино? Многие ответят: "Это кино, которое интересно современному человеку". Но я бы выделил в этом вопросе три составляющих: первая -- это тема, затронутая кинофильмом, второе -- техника, с помощью которой он был снят, и третье -- стилевое решение. Надо сказать, что стиль -- это очень опасная вещь, потому что зачастую случается так: форма выглядит привлекательно, а внутри ничего нет, содержание просто отсутствует.

Поэтому начнем разговор с ключевого момента -- с темы. Ее выбор обычно зависит от того, какой целевой аудитории адресован ваш фильм. Если речь идет, например, о молодежи, то во все времена ее больше всего интересовали отношения между людьми, деньги и секс. Безусловно, это все слишком общие направления, и здесь важно понять, что тебе наиболее близко, по каким вопросам у тебя есть свое особое мнение -- по сути, это попытка найти самого себя.

Каждый человек своеобразен, каждый имеет совершенно неповторимый образ мышления, а значит, и свою уникальную точку зрения. Но для того, чтобы она сформировалась и могла быть представлена другим, нужно найти в себе силы освободиться от всего чуждого и наносного: от приобретенных комплексов, от социального, морального, религиозного и прочего гипноза. И только тогда вы сможете увидеть мир по-новому -- это будет вашим началом. Таким образом, очень важно понять, что стартовой площадкой для режиссера или актера является именно его внутреннее "я", умение вести с ним диалог, способность выстраивать с ним отношения.

Честность перед самим собой

Самое первое правило, которое необходимо усвоить, чтобы создать хорошее кино: нужно быть честным перед самим собой. Этому правилу следовать крайне сложно, особенно в молодом возрасте -- люди могут разозлиться на вас, со многими легко надолго испортить отношения. Замечу, что здесь речь идет вовсе не о той честности, которой учили нас родители и преподаватели в школе! Я имею в виду абсолютную честность в том, что вы чувствуете.

Вот возьмем, к примеру, сферу сексуальной жизни. Кто может откровенно ответить на такой вопрос: является ли он предельно честным с самим собой и с другими людьми в отношении секса? Но то, что стало привычным для многих в повседневной жизни, не может удовлетворить вас как художника. Вы наверняка захотите вступить в диалог со зрителями, но его темой будет не то, что лежит на поверхности, а то, что спрятано глубоко внутри. Вам важнее всего открыть тайный мир наших чувств и желаний, и это относится не только к сексу, это нужно понимать в самом широком смысле.

Вопросы и ответы

Таким образом, если вы собираетесь стать художником, ваша основная задача, ваша работа -- быть честным, причем даже в том, что непонятно или на первый взгляд не имеет смысла. Это не то, что я думаю, не то, что я должен ощутить, а просто то, что я чувствую. По сути, это описание того комфортного или дискомфортного состояния, которое возникает где-то глубоко внутри нас, когда речь заходит о тех или иных вещах. Вы должны гордиться, если можете без лукавства сказать: "я не знаю" или "у меня нет ответа на этот вопрос". В школе часто преподаватель спрашивал: "Дети, кто знает ответ на этот вопрос?" -- И мы в нетерпении тянули руки: "Я знаю, я, я! Спросите меня!" Это было такое внушение со стороны школы и, соответственно, государства (на то есть свои причины) -- нам вбивалось в голову, что на любой вопрос должен существовать ответ, и всякий раз, когда мы не находили его либо же когда не было однозначных ответов, мы были в растерянности.

Но сейчас нам необходимо изменить свой образ мышления, нужно отчетливо осознать, что главное - это вопрос, поскольку именно он -- то самое короткое расстояние, на которое мы можем приблизиться к истине. Очень важно понимать, что все религии, все культуры, все этнические группы имеют общие вопросы, и надо сказать, что они чрезвычайно просты: "кто я?", "зачем я родился и живу?", "что я должен сделать, к чему прийти?", "могу ли я любить?", "полюбит ли меня кто-нибудь?" и т. д. Это те вопросы, которые нас сближают, поскольку, задавая их, мы духовно обнажены, мы становимся уязвимее. Все ответы тут разные -- у каждого свой. Вопросы нас объединяют, а ответы разъединяют, поскольку человек, отвечающий на подобный вопрос, как бы висит на волоске и зачастую верит, что найденный ответ будет единственно верным для него. Но любое навязывание своего, пусть даже исключительно мудрого ответа, другому может привести нас к конфликту. И ключ к разрешению данной проблемы один: выйти за рамки ответа.

Пару лет назад я начал писать сценарий о Мата Хари -- одной из самых известных женщин XX столетия, обвиненной французами в шпионаже и казненной во время Первой мировой войны. Я был потрясен ее биографией и написал историю о мужчинах и женщинах, о силе секса и о политике. Мата Хари встречала много мужчин, но трое из них сыграли особую роль в ее судьбе. Первый сказал Мата Хари: "Твоя проблема в том, что ты думаешь, что жизнь -- это кошка, ее можно взять к себе на колени, пощекотать под подбородком, и она будет спокойно лежать и мурлыкать. Но жизнь -- это тигр с острыми клыками, который ест лишь то, что захочет и когда захочет". Второй мужчина ей говорил: "Ты меня не любишь, наверное, ты не способна любить. Но ты можешь мне доверять и, возможно, из этого доверия родится любовь". Третий спрашивал: "Ты веришь в любовь с первого взгляда?" Она отвечала: "Нет". -- "Почему? Ты недостаточно смела?" Обратите внимание, во всех этих трех эпизодах поднимаются вопросы, с которыми сталкивается в жизни практически любая женщина -- вопросы о силе, честности, желаниях, страстях. Мата Хари около ста лет назад, но ее история совершенно современна.

Резюмируя сказанное, еще раз подчеркну: слушайте себя и не ожидайте многого от учителей, поскольку научить никого нельзя, а вот самому научиться можно, я, например, учусь всю жизнь.

Золотая жила художника

1 2 3 4 5 6


Оставьте комментарий