Warning: session_start(): open(/home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/tmp/sess_f2642ce2f133040643b86d629405739c, O_RDWR) failed: Disc quota exceeded (69) in /home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/public_html/wp-content/themes/kinoword/header.php on line 2

Warning: session_start(): Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/public_html/wp-content/themes/kinoword/header.php:2) in /home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/public_html/wp-content/themes/kinoword/header.php on line 2
КИНО – вещь авторитарная « Кино и слово
http://www.fotoword.com.ua/



Warning: getimagesize(/home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/public_html/wp-content/uploads/dossier_pictures/hoffman.png): failed to open stream: No such file or directory in /home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/public_html/wp-content/themes/kinoword/myfunctions.php on line 98
Досье

Ежи Гофман


(Jerzy Hoffman) родился 15 марта 1932 г. в Кракове (Польша) в семье врача. В 1940 г. он был вывезен в Сибирь и вернулся в Польшу только после Второй мировой войны. В 1955 г. окончил московский ВГИК. Как режиссер дебютировал в 1955 г., сняв документальный фильм "Осторожно: хулиганы!". В 1954-1966 гг. в сотрудничестве с Ежи Скужевским снял 27 документально-публицистических фильмов. Дебютом творческого союза Гофман-Скужевский в игровом кинематографе была сатирическая комедия "Гангстеры и филантропы" (1962). В 2004 г. режиссер приступил к съемкам документальной трилогии об Украине. В 2005 г. в рамках фестиваля "Молодость'34" состоялась презентация ее первой части.

Опубликовано
в журнале DFOTO №5, 2007 г.


Иллюстрации

КИНО –
вещь авторитарная

Представляем вашему вниманию мастер-класс выдающегося польского режиссера Ежи Гофмана, прочитанный им в рамках «Школы талантов» киевского международного кинофестиваля «Молодость'35»

Что побудило вас заняться документальным кино об истории Украины?

Такая мысль у меня зародилась довольно давно. Прежде чем начать работу над этим фильмом, я прочел несколько книг по истории Украины разных авторов, встретился с несколькими известными специалистами в этой области и предложил им написать то, что, по их мнению, было самым существенным в истории страны, поскольку моей целью было сделать фильм о становлении нации.

Здесь можно процитировать Гарибальди. Когда ему удалось, по сути, создать Италию, сплотить разрозненные области в одно целое, он сказал: "Государство мы создали, а сейчас надо формировать нацию". Становление нации происходит не за один день и не за один год, это очень сложный процесс. И потому, выбирая из истории отдельные эпизоды -- ведь она очень обширна и неоднозначна, и на этой основе можно сделать огромный многочасовой сериал -- нужно быть предельно внимательным и осторожным и четко понимать, что ты хочешь сказать зрителю.

Как правило, в каждой истории есть то, что по-польски называется "milowy kamie?", т. е. есть определенные ключевые точки, вехи, которые отмеряют этот путь. И здесь очень важно их правильно определить, правильно расставить акценты, потому что довольно часто одни и те же события, одни и те же факты различными историками, политиками, журналистами трактуются абсолютно по-разному. И то, какую точку зрения выбрать (либо же вкратце представить каждую из них), остается делом совести и ответственности режиссера перед самим собой и перед обществом.

Я осмелился взяться за эту тему еще и потому, что одна из самых интересных книг по истории Польши среди всех тех, что вышли в свет в последнее время, была написана не поляком, а англичанином, а автор лучшего произведения, посвященного событиям Варшавского восстания 1944 г., -- американец. Эти люди смогли взглянуть на нашу историю извне -- спокойно и непредвзято, не вникая в наши постоянные споры вокруг целого ряда внутренних вопросов и не приобретая наших комплексов. И я точно так же хотел посмотреть на историю Украины.

Как у вас обычно проходит процесс создания сценария? Есть ли какая-то схема, по которой вы работаете?

В то время, когда мы начали работу в документальном кино -- это был 1955 г. -- процесс создания документальных фильмов в Советском Союзе проходил примерно следующим образом. Вначале писался текст, который, как правило, впоследствии оказывался дикторским (естественно, он должен был предварительно утвержден соответствующими инстанциями). Затем этот текст иллюстрировался изображением -- мы ехали и снимали. Примерно по такой же схеме работали и в польском документальном кино.

И вот тогда мы с Эдвардом Скужевским решили пойти несколько иным путем. Мы просто пришли к руководству и сообщили, что хотим поработать в другом направлении. На что нам сказали: "Пожалуйста, подробнее! Где ваш текст, сценарий, комментарий?" -- "А подробнее мы увидим уже на месте. И все комментарии будут тогда, когда возникнет образ". На нас тогда посмотрели с большим подозрением, но к счастью, это уже было время оттепели, хотя и очень короткой, и нам в качестве эксперимента разрешили сделать такой киноплакат, который назывался "Внимание, хулиганы!". И это было началом того, что впоследствии назвали черной серией документального польского кино.

Фильм "Украина" делался по такой же схеме?

В общем-то, да, хотя нам удалось совместить несколько подходов. Вначале мне хотелось перечитать горы книг, точно узнать, что в каком музее находится, и затем написать сценарий. Все остальное оставалось бы делом техники - съемка, монтаж, озвучание и т. д. Однако по самым скромным подсчетам на написание сценария ушел бы год. Увы, это было слишком расточительно, и мы решили поступить по-другому. Направляясь в Украину, мне хотелось получить ответ на один-единственный вопрос: как бы голосовали граждане Украины спустя тринадцать лет независимости? Естественно, никто из нас тогда не предвидел "оранжевой" революции.

То есть никакого сценария у вас не было?

Детально прописанного сценария не было, но мы знали, что должны побывать в таких областях, которые сильно отличаются друг от друга -- как своей историей, так и своим социальным и национальным составом. Мы должны снять воспетые степи (от которых, увы, уже практически ничего не осталось), посетить большие города, промышленные центры и глухие деревни, увидеть Крым, встретиться с татарами, попытаться понять, в чем заключаются их самобытность, каковы их территориальные претензии. Были сотни встреч, интервью, разговоров. Один гордо говорил: "я -- украинец", второй хвастался прошлым в УПА, третий утверждал, что он -- человек русской культуры. И все это верно, и все это на одном месте, на одной и той же земле.

Когда все это уже было снято и мы проехались по музеям, у нас сформировался определенный подход к созданию фильма. Для иллюстрации текста нужно было искать дополнительный материал. Ведь фотография и кино появились значительно позже тех событий, о которых нам хотелось рассказать. И здесь мы решили воспользоваться и фрагментами художественных фильмов, снятых на данную тему, и репродукциями старинных фресок и картин.

Как вы подходили к освещению трагических страниц истории Украины, в частности Голодомора?

Действительно, очень сложно было найти подход к Голодомору. Стараясь осознать его причины, я столкнулся с множеством интерпретаций. Одни утверждали, что это была личная месть Сталина украинскому народу за крестьянскую войну и махновщину, другие доказывали, что это коснулось не только Украины, но и других областей Союза, и т. д. В результате я пришел к нескольким очень горьким и странным выводам.

А в самом деле, можно ли было в чем-то обвинить украинского крестьянина, если это была месть вождя? За то, что он был очень привязан к земле, за то, что умел работать на ней, за то, что, получив надел, он довольно быстро становился богатым, потому что хорошо работал. А если он богател, то автоматически становился классовым врагом. Выходит, что можно. Это, конечно, парадокс, но таких вещей в прошлом и настоящем Украины очень много!

Если речь идет о советском периоде, то мы обнаружим еще один парадокс истории, заключающийся в том, что сегодняшние свои границы Украина имеет именно благодаря советскому строю. Иной вопрос, ценой каких жертв! Но факт остается фактом: если бы не Советский Союз, не ситуация после 1945 г., Западная Украина могла бы не оказаться в границах современной Украины, Закарпатье могло остаться у румын, Крым -- в России, а часть земель -- отойти к Польше. А с другой стороны, сотни тысяч расстрелянных, сосланных в Сибирь, на Белое море и т. д. -- все это огромнейшие жертвы! Так что ко всему нужно было отнестись с пониманием.

Собираетесь ли вы затронуть тему украино-польской резни 1943 года?

1 2 3 4 5


Оставьте комментарий

 

Warning: Unknown: open(/home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/tmp/sess_f2642ce2f133040643b86d629405739c, O_RDWR) failed: Disc quota exceeded (69) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/tmp) in Unknown on line 0