Warning: session_start(): open(/home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/tmp/sess_553c43f4c8573c210875e0c77b033cd9, O_RDWR) failed: Disc quota exceeded (69) in /home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/public_html/wp-content/themes/kinoword/header.php on line 2

Warning: session_start(): Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/public_html/wp-content/themes/kinoword/header.php:2) in /home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/public_html/wp-content/themes/kinoword/header.php on line 2
ДРАМА заспанного лося « Кино и слово
http://artslava.com/


Досье

Дуня Смирнова


родилась 29 июня 1969 г. в Москве в семье известного режиссера и актера Андрея Смирнова. Ее дед -- известный советский писатель Сергей Смирнов. Окончила филологический факультет МГУ. Работала журналистом в "Коммерсанте", затем книжным обозревателем журнала "Афиша". Автор сценария документальных фильмов "Баттерфляй", "Последний герой", а также игровых фильмов "Мания Жизели" (1995), "Дневник его жены" (2000), "Прогулка" (2003). В 2006 г. дебютировала в качестве режиссера с фильмом "Связь". Вместе с писателем Татьяной Толстой Дуня Смирнова ведет программу "Школа злословия" на канале НТВ.

Опубликовано
в журнале DFOTO №3, 2007 г.

ДРАМА
заспанного лося

Мы продолжаем разговор об искусстве написания сценариев и предлагаем вашему вниманию мастер-класс известного журналиста, сценариста, режиссера Дуни Смирновой, который она провела в рамках Киевского международного кинофестиваля "Молодость'36"

Как вы работаете над сценариями?

Каждый сценарий у меня возникает из одной картинки, это может быть сцена в середине или в конце фильма. Например, сценарий к фильму "Прогулка" возник из одного увиденного мной эпизода. То же самое касается и фильма "Связь". Я считаю, что форма диктует содержание. Мне было очень интересно писать сценарий к "Прогулке", не обозначая, кто что говорит, хотелось посмотреть, поймут ли актеры, кому принадлежит какая реплика. В сценарии "Времена года" (который позже был переименован в "Связь") я использовала запись текста, принятую в советской школе, -- довольно странный жанр, называемый киноповесть. На самом деле сценарий -- это не совсем проза. Повесть и кино -- разные вещи, литература -- образ рациональный, а кино -- иррациональный, и устроено оно совершенно по-другому.

Есть очень показательная история. Моему другу, режиссеру Месхиеву, принесли сценарий, в котором была следующая фраза: "Из леса вышел заспанный лось". И как это экранизировать? С тех пор в нашей компании все подобные эпизоды мы называем "заспанными лосями".

У тех, кто пишет сценарий как прозу, существуют различные внутренние монологи. При чтении вы будете наслаждаться текстом, но потом, когда посмотрите на текст глазами режиссера, у вас возникнет вопрос: "Как же это показать?" Приведу пример. В очень хорошем сценарии было написано следующее: "И в этот момент она поняла, что ее жизнь кончилась". Представьте, стоит операторская группа, режиссер, и они говорят актрисе: "Значит так, в этот момент у тебя кончилась жизнь, сыграй это". Здесь-то и начинается весь ужас режиссуры. Я не пишу таких вещей.

Где вы учились писать киносценарии?

Мне в каком-то смысле повезло, что в свое время отец не пустил меня во ВГИК, так что у меня нет специального кинообразования. Я училась у разных людей. Когда написала свой первый сценарий к игровому фильму "Мания Жизели", пошла работать ассистентом художника этой картины, чтобы посмотреть, как это все воплощается в жизнь. Моей задачей было, грубо говоря, следить за тем, чтобы гвозди были вбиты, а рабочие ничего не пропили. Весь мой текст был написан с ремарками. Например, "она сказала с горечью в голосе". Однако на пробах я заметила, что все артисты игнорируют эти ремарки и дают более интересный рисунок. Они могут придумать то, что не пришло в голову мне. Излишние описания никому не нужны. Допустим, вы напишете: "На горизонте садилось солнце, из-за угла красного дома вышла женщина в сером драповом пальто". Потом выяснится, что дом нашли не красный, а зеленый, в костюмерной не оказалось серого пальто и съемки вообще проходят в полдень.

На съемках "Мании Жизели" был один потрясающий случай. Хоть я и работала ассистентом художника, но все знали, что я -- сценарист. Четко помню, как ко мне подошли ребята из съемочной группы и сказали, что попали в безвыходное положение. "Две недели мы ищем анемон: в России не растут, в Финляндии заказать дорого, а искусственные не очень-то похожи на настоящие". Я им говорю: "И на это вы потратили две недели? Возьмите пионы. Какая разница!" Тогда я поняла, что выписывание деталей является бессмысленным в кино. Безусловно, есть вещи, которые драматург должен предусмотреть, чтобы не создавать проблем своим будущим коллегам. Однако есть и такие ситуации, где нужно оставлять свободу. Никогда не пишите в диалоге то, что герои чувствуют. Между тем, что персонажи произносят, и тем, что происходит на самом деле, должно быть некоторое расстояние. Именно в этом расстоянии актер и может играть. Говоря одно, персонаж может подразумевать совсем другое, все зависит от сюжета.

Есть ли разница сегодня между тем, как писать сценарии к фильмам и сериалам?

Основная разница между кино и сериалами состоит в том, что в последних все проговаривается. В сериалах есть очень много рамок: одни и те же декорации, нет движения камеры, никаких событий не происходит, поэтому и приходится все рисовать словами. Кино устроено совершенно противоположным образом. События не проговариваются - они должны происходить. За такими вещами нужно следить. Сценарий к фильму "Дневник его жены", который в ту пору назывался "Женское имя", я писала более трех лет (в итоге был экранизирован шестой вариант).

Там я пользовалась поэпизодным планом, теперь этого не делаю. Я, конечно же, составляю синопсис для режиссера. Но с того момента, когда ты начинаешь чувствовать "сценарные мышцы", ты понимаешь, когда следует дать героям свободу. Грубо говоря, сценарная профессия строится таким образом, что вначале нужно овладеть всеми канонами, чтобы потом их разрушать, причем разрушать по собственной художественной воле.

В фильме "Прогулка" есть одна очень удачная сцена, когда герои попадают в толпу футбольных фанатов. Возникает такое ощущение, что это кульминация фильма, однако я горжусь тем, что мы перенесли ее. Такое длинное дыхание кульминации позволяет наращивать зрительские эмоции, в противном случае развязка была бы слишком ожидаемой.

Вы делаете раскадровки для своих фильмов?

Я работала с замечательным оператором Сергеем Мачиевским, который ненавидит раскадровки. Когда мы обсуждали это, он сказал, что ему тогда неинтересно на площадке, нет простора для творчества. Кино -- это такое дело, где удовольствие должны получать все, в том числе и оператор. С ним мы не делали предсъемочных раскадровок, но зато кадровали сцену сразу на площадке. Хотя, например, в картине, которую я собираюсь снимать с Юрием Райским, я буду использовать раскадровки, не исключая при этом возможности переделывать сцены во время процесса съемки. Это зависит от настроения, от того, что придет в голову оператору.

Говоря о Сергее Мачиевском, надо сказать, что он любит работать с дебютантами. Он помогал мне разводить мизансцену, давал мне советы. Это не значит, что я все принимала. После первой беседы с ним я поняла, что мы одинаково видим сценарий. В фильме "Связь", например, я хотела, чтобы из кадра начинал уходить цвет, а также исчезали различные мелкие детали, когда любовь персонажей начинала разрушаться. Сергей предложил мне, чтобы из кадра уходил не цвет, поскольку сейчас это очень популярно, а свет. Это было отличным решением, на котором мы сошлись. Кроме того, я хотела, чтобы картина выглядела старомодно. Это заключалось в том, чтобы каждая драматическая сцена снималась только на статике и только средними планами без движения камеры. Возражали все: продюсеры, супервайзеры и даже актеры. Единственный, кто меня поддержал, был Мачиевский. Мы уперлись и сняли всю драматическую часть на статике.

Сколь существенно обычно отличается ваша идея, ваш замысел от воплощения?

1 2 3 4


Оставьте комментарий

 

Warning: Unknown: open(/home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/tmp/sess_553c43f4c8573c210875e0c77b033cd9, O_RDWR) failed: Disc quota exceeded (69) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/tmp) in Unknown on line 0