Warning: session_start(): open(/home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/tmp/sess_ebad55a36daa23f18348128249921d2f, O_RDWR) failed: Disc quota exceeded (69) in /home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/public_html/wp-content/themes/kinoword/header.php on line 2

Warning: session_start(): Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/public_html/wp-content/themes/kinoword/header.php:2) in /home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/public_html/wp-content/themes/kinoword/header.php on line 2
БЕСКОНЕЧНОСТЬ, воздух и настроение! « Кино и слово
http://www.fotoword.com.ua/


Досье

Марлен Хуциев


родился в Тифлисе в 1925 г. В 1950 году окончил режиссерский факультет ВГИКа. В 1953—1958 годах работал режиссёром на Одесской киностудии, с 1965 года — режиссёр киностудии «Мосфильм». В ряде своих фильмов Марлен Хуциев выступал как автор или соавтор сценариев. Кроме того, Хуциев поставил в театре «Современник» (1967, 1986) спектакль «Случай в Виши», снялся в нескольких фильмах. С 1978 г. он руководит мастерской режиссуры художественного кино во ВГИКе. Кавалер ордена «За заслуги перед отечеством» II степени.

Публикуется впервые

БЕСКОНЕЧНОСТЬ,
воздух и настроение!

Предлагаем вашему вниманию мастер-класс народного артиста СССР, кинорежиссера, сценариста, актера Марлена Мартыновича Хуциева, который он провел в рамках Киевского международного кинофестиваля «Молодость'36»

Здравствуйте! Глядя в этот зал, я как будто встречаюсь со своей молодостью… В последнее время часто задумываюсь над вопросом: с какого момента человек начинает осознавать себя полноценной личностью? Мне кажется, что моя сознательная жизнь началась с того момента, когда я стал студентом. Должен признаться, что начало моей профессиональной деятельности, включая даже обучение во ВГИКе, было так или иначе связано с Украиной.

Сегодня к именам многих людей из моего тогдашнего окружения можно смело добавить эпитет «великий». Я был счастлив, что попал в мастерскую Игоря Андреевича Савченко. Для тех, кто действительно понимает искусство кино, он, несомненно, является великим режиссером. Добавлю также, что волею судеб именно в этой мастерской оказались такие известные в будущем люди, как Александр Алов, Владимир Наумов, Феликс Миронер. К слову, совместно с Феликсом мы делали дипломную работу, а также картину «Весна на Заречной улице», которой в 2006 г. исполнилось, как это не грустно, 50 лет. Кроме того, со мной учились Юрий Озеров, Сергей Параджанов, Гена Габай, Сева Воронин. К сожалению, уже многих нет...

Я очень люблю Киев, исходил его вдоль и поперек. Впервые приехал сюда на практику из Москвы в 1947 году. Крещатик лежал в руинах. Я одолжил у товарища «ФЭД» и подробнейшим образом заснял все развалины. К сожалению, меня обманул один человек, сказав, что напечатает фотографии. Так я больше не видел ни отпечатков, ни самой пленки. Для меня это была ужасная потеря. Кроме того, этот город для меня тесно связан с практикой. Моим первым фильмом был «Третий удар». Его мы делали с Игорем Андреевичем. Я вспоминаю, как вечерами он возил нас в своей открытой машине по киностудии им. Довженко.

Потом я много работал в Украине, и мне нередко приходилось встречаться с украинским кинематографическим начальством. Увы, это было не так приятно, хотя первую картину они приняли легко. Зато за вторую картину попили много кровушки! Но счастливых встреч было, все-таки, больше.

Здесь, в Киеве, я познакомился с Виктором Платоновичем Некрасовым. Мы стали друзьями на долгие годы. Несколько раз я тайно его навещал, когда он жил в иммиграции в Париже. Кроме того, в Киеве я познакомился с Юрием Петровичем Любимовым, который тогда снимался в картине у моего друга Владимира Венгерова. Кстати, с Венгеровым я также познакомился в Киеве.

Помню, как делал поправки к режиссерскому сценарию. Жил в номере в гостинице Украина (теперь она называется «Премьер Палас») – практически все приезжие в Киев актеры обычно останавливались там. Вдруг зазвонил телефон. Это был Венгеров, мы оказались в одной гостинице. Он попросил подняться к нему. Встретил меня человек небольшого роста со словами «Итак, я жил тогда в Одессе» (до этого я, действительно, жил некоторое время в Одессе) и с ходу, без запинки, прочел отрывок из Онегина. С тех пор мы на всю жизнь стали друзьями.

Чуть позже я познакомился с Олегом Борисовым. И вообще, в те годы в Киеве у меня было много приятных встреч. Здесь мы часто виделись с Ритой Криницыной, с которой в одно время учились на разных курсах ВГИКа, и ее супругом Женей Ануприенко. Борисов и Криницына грандиозно сыграли в картине «За двумя зайцами», которую поставил отличный режиссер Виктор Иванов.

Мне жаль, что сегодня в исторической части Киева появилось очень много новых домов. Зря выкрасили в желтоватые тона Владимирский Собор, который раньше всегда был белого цвета. Киев – это часть моего сердца.

Но вернемся к кинематографу. Я уже упоминал о нашей мастерской, именно с того момента я начал осознавать себя как личность. Мы начинали очень интересно. Часть педагогических приемов Игоря Андреевича я стал применять в своей практике во ВГИКе. Главной задачей его было не обучить нас ремеслу, а раскрыть в каждом из нас творческое начало. Он не уставал повторять, что никоим образом не хотел бы сделать из нас маленьких собачат. Хороший педагог – это служение искусству, а он служил искусству беззаветно.

Он умер в возрасте 44 лет и мне страшно подумать, что я сейчас почти вдвое старше его. Когда вспоминаю его, я ощущаю себя все еще беспомощным студентом, а его старшим, мудрым и очень красивым. Он был непревзойденно артистичным, с пшеничными волосами и невероятно густыми бровями. Мы даже шутили, что когда Савченко входит в аудиторию, вначале появляются брови. Несмотря на то, что с нами учились и девушки (многие из которых очень быстро отчислялись), он нас почему-то всегда называл «мальчиками». Войдя в аудиторию, всегда говорил, немного заикаясь: «Здравствуйте, мальчики!». Дважды я отдавал ему долг своей искренней, сыновей любви. Так, мы с Феликсом одному из героев в фильме «Весна на Заречной улице» дали фамилию Савченко. А сына своего я назвал Игорем.

Недавно показывали ретроспективу фильмов Игоря Андреевича. Фильм «Гармонь», например, можно назвать первым мюзиклом. До этого мы подобных картин не делали. Несколько лет тому назад я был в городе Локарно, где проводился фестиваль под открытым небом. Фильм «Гармонь» прошел с феноменальным успехом. Его картина «Богдан Хмельницкий» также является весьма значимым достижением отечественного кино. Я всем советую посмотреть этот фильм. Это удивительное сочетание пафоса и высокого полета поэзии с юмором. Или, например, фильм «Дума про казака Голоту», в основе которой лежит рассказ Гайдара «РВС». Какие замечательные образы! Манеру Савченко мы называли «звонкой». Давным-давно мы сочиняли сценарий к фильму «Градостроители», копии которого пропали. Когда у нас не получалась та или иная сцена, мы говорили, что ей не хватает «звонкости». Это личный термин, но если задуматься, то вы сможете понять, что он означает.

В 1947 году на протяжении целого курса я работал вторым ассистентом над картиной «Третий удар». Я не забуду первую встречу с Севастополем. Сегодня это уже другой город. Мы были молоды. Простите, что ударяюсь в лирику. Когда-то в Киеве был «Коктейль-холл». Однажды мы вчетвером заявились туда в темных очках: Алов, Наумов, сын Савченко Валерий и я. Со мной происходила ужасная вещь – в темных очках я засыпал. Снимая их, я просыпался. Я также вспоминаю, как нам приходилось спать на одной кровати. Посредине мы клали Озерова, поскольку он был очень мощным.

Хочу рассказать еще одну интересную историю. Однажды нас одели в немецкую форму во время съемок в эпизоде какого-то фильма. Неподалеку был небольшой базарчик, куда мы в перерыве пошли что-то купить. Одна бабуля так печально на нас посмотрела и спросила: «Сыночки, когда ж вы уже домой поедете?» Она сказала это нам, как немецким военнопленным. Нас невероятно потрясло ее сочувствие. У меня осталось это на всю жизнь. Я не мог не поделиться с вами своими воспоминаниями. А теперь давайте приступим к диалогу.

Расскажите о своей работе над вашим первым полнометражным фильмом.

1 2 3 4


Оставьте комментарий

 

Warning: Unknown: open(/home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/tmp/sess_ebad55a36daa23f18348128249921d2f, O_RDWR) failed: Disc quota exceeded (69) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/tmp) in Unknown on line 0