http://artslava.com/


Досье

Стив МакКарри


Он известен прежде всего своими репортажами из горячих точек. Советско-афганский конфликт, операция "Буря в пустыне", гражданская война в Кампучии, контртеррористические операции американцев на Филиппинах, бомбежки Югославии войсками НАТО -- это лишь неполный перечень событий, запечатленных этим фотографом. Его фотографии печатались в таких всемирно известных изданиях, как Time, Newsweek, Life. Он является одним из ключевых сотрудников журнала National Geographic. Многие из его фотографий стали настоящими символами современности. Стив МакКарри -- обладатель множества наград в области фотожурналистики, среди которых золотая медаль имени Роберта Капы за лучший фоторепортаж и две премии престижного конкурса Oliver Rebbot Award, он занял первое место в четырех номинациях World Press Photo и удостоен звания "Лучший фотокорреспондент года" по версии ассоциации National Press Photography.

Опубликовано в журнале DFOTO, №1-2, 2008 г.


Портфолио

Сайт фотографа

СНИМОК
равен жизни

Что для вас слава? С какого снимка вы ощутили себя известным?


Сразу скажу, что я не чувствую себя очень известным – зачастую люди узнают фотографию, а не ее автора. Хотя не скрою, видеть собственные снимки на страницах журналов доставляет мне удовольствие.

Пожалуй, самая знаменитая ваша работа – портрет афганской девочки, который в июне 1985 г. появился на обложке National Geografic. Признаюсь, мне всегда хотелось узнать о ее дальнейшей судьбе.

Вы не одиноки в своих желаниях. Долгое время личность и судьба этой девочки оставались загадкой, и лишь в 2002 году, спустя пятнадцать лет после появления этой фотографии, сотрудники журнала National Geographic все же отыскали гражданку Афганистана Шарбат Гулу. Я сделал этот снимок в тот самый период, когда советские войска вели войну в Афганистане. В свое время его нередко использовали для пропаганды разного рода амнистий в различных листовках, брошюрах, буклетах и журналах.

Я думаю, что фотография афганской девочки многим нравится благодаря сочетанию нескольких составляющих. Во-первых, она очень красива. Во-вторых, ее взгляд завораживает, в нем одновременно чувствуется волнение и решительность, непоколебимость, во всем ее облике сквозит достоинство. Она бедна, но в этой нищете ощущается неподдельное благородство. Оденьте ее на западный манер, и она будет выглядеть подобно большинству членов нашего общества.

Чем вас привлекают горячие точки: возможностью прославиться, испытать себя, возможностью привлечь внимание к ним мировой общественности или чем-то еще?

Одной из причин, по которой я нередко отправляюсь в рискованные путешествия, является желание составить свое собственное представление о драматических событиях, происходящих в той или иной стране. Я не ищу славы там, где царит горе, я просто хочу запечатлеть историю. Человеческая жизнь невероятно трагична. В период войны, особенно той, что разворачивается за твоим порогом, происходит переоценка ценностей. Карьера и благополучие отходят на второй план, главное значение приобретают семейные узы, вашим основным желанием становится желание выжить.

Кроме того, я просто не люблю сидеть на месте, и путешествия с долей риска только придают мне силы. После работы в горячих точках мне очень непросто сделать рядовой репортаж о каких-то событиях из повседневной жизни, которые кажутся несерьезными и слегка пресными.Хотя, безусловно, дело, которому я отдаю все свои силы, состоит не только из возможности сделать хорошие, осмысленные снимки, но это еще и проверка себя на прочность. Иногда моя наивысшая награда – осознание того, что я просто выжил.

Вы – признанный мастер социального портрета. Чем он для вас является? Это взгляд? Эмоция? Слепок ментальности человека?

С годами я понял, что многие, кого я фотографирую, хотят поделиться со мной историей своей жизни. Самое главное – быть предельно внимательным к человеку, серьезным и последовательным в своих намерениях, именно тогда снимок будет наиболее искренним. Я очень люблю наблюдать за людьми. Мне кажется, что лицо человека иногда может рассказать очень многое. Каждая из моих фотографий – это не просто эпизод из жизни, это ее квинтэссенция, вся ее история.

Как вы добиваетесь нужного взгляда? Не возникает ли при этом языковых барьеров? Специально ли готовите человека к съемке?

Безусловно, языковой барьер может стать существенной преградой, однако есть другие, невербальные способы достижения поставленной цели. Нередко взгляд или жест несет в себе намного больше информации, чем слово. Сегодня при подготовке человека к съемке у меня практически не возникает проблем, связанных с взаимопониманием. Очень часто я выжидаю момент, когда портретируемый сможет внутренне раскрепоститься, обнажиться, в такие мгновения проглядывает его душа. Когда я встречаю интересного человека, я могу десятки раз возвращаться к работе с ним, пока не дождусь этого.

Сам процесс создания портретов утоляет мою жажду человеческого общения. Она настолько сильна, что мои "собеседники", даже осознавая, что никогда больше не увидят меня, все же доверяют мне, и в конце концов открываются перед камерой. Что ими движет? Вероятно, надежда, что на другом конце земли кто-то когда-то увидит эту фотографию и засмеется или заплачет вместе с ними. Таким образом, портрет – это, по сути, способ общения в нашем бушующем, полном жестокости мире. Проходят годы, но эти лица я забыть не могу…

Ваше самое опасное и самое запоминающееся в жизни путешествие?

В 1979 году я впервые отправился в Афганистан – впоследствии я возвращался туда восемнадцать раз. Думаю, что это и были самые опасные поездки. Мне приходилось притворяться местным жителем и зашивать отснятую пленку в одежду, чтобы вывезти ее из страны. Однажды ночью в нескольких метрах от моей комнаты упала бомба, были выбиты все окна и рамы дверей. Я чудом уцелел. В другой раз неподалеку от меня разорвался минометный снаряд.

В 1992 году я прибыл в Кабул. В отеле я был единственным гостем, поскольку в стране бушевала война и город был захвачен талибами. В два часа ночи раздался стук в дверь. Я решил, что если не открою, то меня могут убить. Поэтому пришлось впустить незваных гостей, а самому закрыть на все глаза и отправиться в ванную. Многие мои вещи были украдены. К счастью, оборудование, деньги и документы не нашли, я их спрятал в надежном месте.

Расскажите о случае в Индии, когда вы чуть было не утонули.

Это произошло во время фестиваля Ганеша Чатуртхи в Бомбее. Обычно скульптуры индуистского божества Ганеши выносят к морю. Чтобы сделать хорошие снимки, я зашел достаточно далеко в воду. Мое присутствие на этом празднике вскоре вызвало неодобрение со стороны агрессивно настроенной группы молодых людей, не желавших, чтобы я фотографировал их идолов.

Вскоре они подошли ко мне, схватили камеру и потянули ее под воду. Поскольку она висела у меня на шее, я погрузился следом. Вдобавок меня несколько раз сильно ударили. Солнце уже садилось, и я понял, что помощи ждать неоткуда – в тот момент я очень испугался. Потом все же взял себя в руки и начал медленно пробираться к берегу, но разозлившиеся участники религиозного действа вновь настигли меня и стали колотить. К счастью, люди, которые дали мне разрешение на съемку, смогли мне помочь.

Вы много путешествовали по Азии. Чем для вас является Восток?

1 2

Михаил Горшков - 12.11.2012 
Стив МакКарри - один из моих самых любимых фотографов, я знал и любил его фотографии, когда еще не знал его имени. Он фотограф цвета. Это точно. Это здорово. Я ему по-хорошему очень завидую, и завидую себе что могу видеть его работы. И , не то, чтобы учиться , а могу радоваться. Дай Бог ему здоровья!!!

Оставьте комментарий