http://artslava.com/


Досье

Варол Озканер


Варол Озканер тактичен и обаятелен в общении и старается не ограничиваться только одним направлением в фотографии. Вне зависимости от жанра он любит рисковать, ему нравится, когда снимок выделяется своей цветовой гаммой, имеет какую-то особую энергетику, выполнен в одной тональности.

Опубликовано в журнале DFOTO, №9, 2008 г.


Портфолио

Сайт фотографа

БОГИНИ
рекламного образа

По первому образованию Варол Озканер политолог. Фотографию он изучал в австралийском университете Edith Cowan. Варол является основателем рекламного агентства Hokus Fokus Photography. Он разрабатывал рекламу для множества компаний в Европе, среди которых Nivea, Pierre Cardin, L’Oreal. В Украину его приглашали на работу многие журналы – Max, Elle, Cosmolady, а также ряд банков. С 2005 г. Озканер ведет курс по рекламной фотографии в Университете Мальтепе (Турция).

Почему, став политологом, вы решили сменить профессию?

Когда я учился в Стамбульском университете, фотография для меня, равно как и для некоторых моих друзей, была просто увлечением. Мы много времени проводили в фотолабораториях, меня восхищал процесс проявки снимков. Со временем не это увлечение стало для меня важнее всего остального. Политология, безусловно, сыграла свою роль в становлении меня как личности, расширила мой кругозор. Эти знания позволили мне лучше понять культуру разных стран, что очень важно в карьере фотографа. Я рад, что начал заниматься светописью до наступления цифровой эры. Сегодня мне немного жаль тех фотографов, которые никогда не имели дела с пленкой.

Вы учились фотографии в Австралии. В чем отличие австралийской системы образования от турецкой?

Отличается сам подход к передаче знаний. В Австралии преподаватели не заставляют тебя учиться, не пытаются поставить себя над студентом, не навязывают свою точку зрения. Они просто помогают вам самим добиться успеха. Такой подход вселяет уверенность в себе. Сначала мне он казался странным, но со временем я почувствовал все преимущества австралийской системы образования.

Было ли вам комфортно жить и работать в Австралии?

Да, комфортно и беззаботно. Вследствие географической оторванности Австралии от остального мира у ее жителей наблюдается некоторое безразличие к событиям, происходящим за пределами их континента. У австралийцев островная ментальность и психология – благодаря этому во всем ощущается какая-то общая расслабленность, индифферентность. Зачастую эти люди не слишком требовательны к себе и окружающим и не очень претенциозны. Австралия – это отличное место для путешествий, для съемки природы, для воспитания детей, но провести там всю свою жизнь я бы не хотел.

Насколько я понимаю, вы именно в Австралии увлеклись подводным плаванием?

Да, именно там. В этой стране дайвинг – это не просто хобби, это стиль жизни. Я занимаюсь подводным плаванием уже пять лет и не перестаю удивляться красоте подводного мира. Как раз поэтому я решил создать свой некоммерческий фотопроект, в который войдут различные снимки морской флоры и фауны.

Нам известно, что вы несколько лет проработали в Германии. Какие впечатления остались от этой страны?

Многие мои друзья считают, что в Западной Европе люди больше доверяют друг другу и больше уверенны в себе. Отчасти я согласен с этим. Стоит еще добавить, что в Германии, пожалуй, самые требовательные заказчики.

В чем для вас состояла основная трудность работы в Украине?

В Украине и Турции я сталкивался с похожими проблемами. Я считаю, что здесь самый большой недостаток – это привычка все откладывать на потом.

Знакомы ли вы с украинскими фотографами? Что больше всего вам нравится в их работах?

Среди украинских фотографов у меня есть несколько друзей. Они не очень известны, но мне нравятся их работы. Но ведь популярность не является синонимом качества. Однажды я познакомился с фотографом, считающимся одним из лучших в Украине, однако я видел и более удачные работы у авторов, имена которых не столь известны. Иногда общественное признание приходит благодаря совершенно посредственным фотографиям, привлекающим лишь обилием обнаженных тел.

Связываете ли вы это с недостатком культуры и образования?

Я бы добавил к этому еще и недостаток средств. Настоящее искусство далеко не всегда оплачивается адекватно. Что касается культуры и образованности, то замечу, что это не является лишь следствием окончания университета или студии изобразительного искусства. Процесс познания идет на протяжении всей человеческой жизни, это результат его сложной внутренней работы. Если вы не умеете, а тем более не хотите самостоятельно учиться, то никто другой не сможет вам помочь.

Вы считаете, что ваш стиль уже сформировался или вы еще находитесь в поисках своего творческого почерка?

Я постоянно в поисках. Мой стиль развивается вместе со мной, он – часть меня. Я думаю, что никто не может сказать о себе, что все изучил в фотографии или в любой другой сфере. Искусство не стоит на месте. Если вы не будете идти в ногу со временем, не будете чутки и восприимчивы к его новым веяниям, вы станете ненужным и невостребованным.

Что касается моих нынешних предпочтений, то чаще всего я снимаю в резком контровом свете. Мне нравятся нестандартные подходы и даже определенный риск. Кроме того, я не люблю кому-то подражать. Естественно, случается так, что зрители находят какое-то сходство в моих снимках и работах других фотографов, но здесь нет ничего удивительного, ведь творческих людей в мире очень много и многие экспериментируют и движутся в одном направлении.

Как вы находите контакт с моделью?

С моделью я всегда общаюсь как с другом, но не как с богиней, в противном случае она не будет стараться. Обычно девушке я даю час на разогрев. Когда она входит во вкус, все получается само по себе. Во время съемки я постоянно о чем-нибудь говорю с моделью, чтобы она забыла, что находится перед камерой.

Работа в студии для девушек более изматывающая, чем на пленэре, поскольку они все время в центре внимания. Фотограф, визажист, стилист – все лезут со своими замечаниями и советами. На пленэре работать намного комфортнее. Самое главное, чтобы фотограф и модель были настроены на успех и верили друг другу. Я считаю, что хорошая модель не должна ждать указаний от фотографа – она должна сама предлагать решения. Это очень трудная работа, поскольку в довольно жестких условиях необходимо уметь полностью расслабиться. Лично я предпочитаю быть за камерой, а не перед ней.

В чем источник вашего вдохновения?

1 2


Оставьте комментарий