http://artslava.com/


Досье

Автор:
Сергей Галушка


По-сути, я -- не фотограф, я -- журналист. И фотоаппарат в руках у меня -- это повод для знакомства и беседы, повод лучше узнать человека. Я уже неоднократно подчеркивал, что фотография для меня -- это сплошная психология. Я не увлекаюсь глубокой постобработкой портретов; не стараюсь удивить зрителя необычным макияжем, прической или одеждой модели; не стремлюсь снять человека в гламурных декорациях; я просто хочу, чтобы на снимке был представлен сам человек, а не его маска или приукрашенная оболочка. Если это удается -- я счастлив. И этому пытаюсь научить всех тех, кто приходит на мои курсы или мастер-классы.


Запись на курсы

Примеры фотографий

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА
портретиста

Как сделать хороший портрет? Я думаю, очень многие люди, взявшие в руки камеру, рано или поздно задаются этим вопросом. Но большинство пытается найти ответ в технической стороне. Они покупают более совершенные зеркальные системы, дорогую оптику, «навороченный» свет, осваивают изощренные приемы постобработки, заставляют моделей принимать сотни неудобных поз, снимают их со всевозможных ракурсов, а портрет все равно получается мертвым. Они создают фотографию идеальную в композиционном плане, безупречную с точки зрения теории цвета, но она ничего не излучает, остается холодным образом. Почему?

На самом деле ответ очень прост: портрет это психология, портрет – это реакция модели на окружающее ее пространство, но, чаще всего, на вас, как на фотографа. Если вы закрыты, неуверенны в себе, у вас никогда не получится хорошего снимка. Впрочем, нет, шедевры могут быть, но это будет делом случая, заслугой каких-то внешних обстоятельств, но никак не вашей.

И вообще, есть один неписанный закон для любого жанра: до тех пор, пока мы не перестанем говорить о фототехнике и не начнем изучать суть вещей, у нас не появятся хорошие работы. Можно много рассуждать о том, как это снято и чем снято, можно даже попытаться скопировать чужой шедевр: повторить ракурс, позу, постановку света, но это все равно будет вторично по содержанию. Практически любому хорошему снимку, равно как и хорошему роману, фильму, художественному полотну, всегда предшествует идея, замысел произведения. Когда вы четко сформулируете для себя основную идею, смысл работы, техническое решение проблемы приложится. Оно родится само собой, вам его подскажут сложившиеся обстоятельства. Вам не нужно будет думать как ставить свет, в каком ракурсе снимать модель. Это решение станет следствием идеи. Сложно и непонятно? Как применять все это в практике портретиста? Сейчас поясню.

Человек на фотосессию часто приходит закрытым. Почему? Перед тем, как он переступил порог вашей студии, он получили какой-то свой жизненный опыт, часто негативный. Этот опыт, плюс сотни морально-этических стереотипов и комплексов, ему подсказывают, что в этих условиях надо вести себя так-то и так-то. Ему самому от этого бывает неловко, но, как говорится, положение обязывает. Поэтому задача портретиста вскрыть эту оболочку и достать естество. Как? Это самый сложный вопрос. Недаром говорят, что настоящий портретист созревает к 30 годам: за плечами кое-какой жизненный опыт, перед объективом вашей камеры уже промелькнули сотни, а то и тысячи лиц. Вы стали выделять какие-то собственные психотипы, к каждому из которых у вас появился свой собственный подход. Вы сами стали осознавать ту силу характера, которая в вас была заложена Богом. Вот тут-то и начинается настоящий портретист.

Модель должна откликнуться, она должна почувствовать, что в вашем присутствии ей удобно и комфортно, она может раскрыться, довериться вам. Только тогда портрет будет живым, когда в глазах модели отобразится ее концентрированная сущность, когда в ее позе не будет читаться никаких закрепощений – она будет естественной и открытой.

Прежде чем фотографировать людей, мы должны отлично усвоить простую истину, что портрет – это более чем сходство. Сверхзадача портретной фотографии – раскрыть глубину личности, увидеть недоступное другим, проникнуть за пределы очевидного. Высокохудожественный портрет живет вне времени. Фотограф должен иметь внутри себя огромную потребность увидеть и передать суть человека. Естественно, этому нельзя научить. Хороший портретист – это талант, наблюдательность, трудолюбие, знание основ человеческой психологии и большой жизненный опыт.

Тем не менее, начинающие портретисты всегда ждут каких-то практических советов. Поэтому в этом мастер-классе мы предлагаем ряд простых «механических» правил, которые позволят существенно улучшить ваши работы.

Введение в портрет

1. Молчащий фотограф – не портретист. Фотохудожник должен вызывать у модели эмоциональную реакцию, которая в конечном итоге позволит достать ее естество. Говорите ровно, веско, спокойно и безотносительно. Не лебезите, не пытайтесь понравиться, будьте самим собой. Помочь создать комфортную атмосферу поможет хорошая спокойная музыка, конфеты, чашка кофе.

2. Прежде, чем запечатлеть человека, внимательно понаблюдайте за ним. Многие фотографы убеждены, что случайно пойманное выражение лица не может быть неискренним.

3. Передавая то или иное состояние человека, постарайтесь приукрасить его черты – скрыть в проекции или в тени двойной подбородок, крупные скулы или толстые щеки; при необходимости с помощью ракурса «выровнять» нос, а посредством оптической перспективы уравновесить глаза разного размера – модели должны льстить приукрашенные черты. Хороший портрет – это всегда определенная идеализация образа.

4. Снимая художественный портрет, при необходимости заставьте модель снять все кольца, браслеты и бижутерию: во-первых, блестящие поверхности достаточно сложно правильно запечатлеть в кадре; во-вторых, броские украшения будут отвлекать зрителя от самого портрета.

5. Четко ответьте себе на вопрос что вы снимаете: оплечный, погрудный, поясной портрет; фигуру в три четверти или в полный рост. Правильно скомпонуйте кадр, поначалу руководствуясь хотя бы элементарными правилами «золотого сечения».

6. Снимая портрет с поворотом головы, следите за тем, чтобы кончик носа модели не касался границы щеки, удаленной от камеры.

7. Особое внимание уделяем будущему размеру портрета. На маленьком портрете неважно насколько выглядывает манжет рубахи из-под пиджака; согнут ли палец или нет, как надето на него кольцо и т.п.

1 2 3

admin - 08.03.2013 
Спасибо, Андрей. Буду искренне рад встрече и общению.
Андрей Алов - 02.03.2013 
Сергей,для меня будет подарок из космоса принять Вас в моей Галереи & Студии(а может быть устроить Вашу персональную выставку работ).С Уважением,
Андрей Алов. + 7 921 9381306.

Оставьте комментарий