Warning: session_start(): open(/home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/tmp/sess_5ba0df197ff6d7171152d466d252efc5, O_RDWR) failed: Disc quota exceeded (69) in /home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/public_html/wp-content/themes/kinoword/header.php on line 2

Warning: session_start(): Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/public_html/wp-content/themes/kinoword/header.php:2) in /home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/public_html/wp-content/themes/kinoword/header.php on line 2
ПСИХОЛОГИЯ ПОРТРЕТА « Кино и слово
http://www.fotoword.com.ua/


Досье

Автор:
Сергей Галушка


Настоящий портрет -- это не столько изображение человека, на котором личность узнаваема, сколько попытка раскрыть характер самой личности, случай представить время, в котором она живет, возможность познать человека, наполнить форму содержанием.


Иллюстрации

ПСИХОЛОГИЯ ПОРТРЕТА

Ныне Интернет, в частности социальные сети, буквально завалены изображениями людей. И эти кадры многие из нас называют портретами, поскольку принято называть портретом любое изображение человека, где личность узнаваема. Тем не менее, чаще всего на таких картинках мы видим исключительно форму, биологическую форму, т.е. типичного представителя биологического вида. Есть лицо, прическа, одежда, руки, ноги – возможно, над всем этим хорошо потрудились визажисты, парикмахеры, стилисты, имиджмейкеры, дизайнеры – а человека нет. Он закрыт. И задача фотографа раскрыть модель, вынуть ее из собственной скорлупы, представить в кадре ее суть. Скажем прямо, задача не из легких, и под силу она далеко не каждому. Но прежде чем говорить о способах ее решении, постараемся понять, откуда же возникает эта пресловутая человеческая «броня»?

Говорят, трудно снимать детей: сложно выставить нужный свет, подчеркнуть настроение, характер. Ведь дети, как правило, непоседы и не любят позировать. Но все это, как говорится, дело техники. Зато до семи-десяти лет, ребенок, как правило, открыт. И если ты, придя его фотографировать, не стал снисходительно сюсюкать, а заговорил на равных, начал на равных играть, то наверняка получишь отличный портрет маленького человечка.

Но, увы, настает время, и маленький человечек идет в садик, в школу. Первый подзатыльник от старшеклассников, первое лицемерие учителя, первая несправедливость, первый опыт познания жестокости жизни. И человечек постепенно закрывается, становится в оборонительную стойку, боится попасть впросак, страшится оплеухи, удара в спину. Со временем оборонительный рефлекс закрепляется, и мы привыкаем отовсюду ждать подвоха, не хотим доверяться друг другу, раскрываться первому встречному. Зачем? А вдруг он все это использует против тебя? Тогда будет очень больно… Это подсказывает опыт, «инстинкт прирожденный, старик-подхалим», как говорил Пастернак.

В каждой социальной среде мы разные. Мимикрируем, подстраиваемся, для любого случая своя маска. Зато очень просто общаться в социальных сетях – нет прямого контакта с человеком, можно иметь тысячу масок, а какой ты на самом деле – уже и сам забыл. Да и глобальные конторы нас всячески стараются разъединить, свести к минимуму живое общение. Все можно заказать по Интернету – от еды до презервативов: курьер пришел, ты молча расплатился – пользуйся. И никаких словесных излишеств.

И фобия прямого контакта постоянно усиливается. Везде звучит: демократия, толерантность, политкорректность. Страшно, как бы кого не обидеть! И выражение «как бы» прочно входит в нашу жизнь. Еще даже не имея своего четкого мнения, мы уже как бы извиняемся за то, что оно может быть ошибочным, или вообще может быть у нас. Мы подсознательно ни в чем не уверены. Мы готовы все свести к шутке, к розыгрышу, к прикольчикам. Отсюда, очевидно, в моде и эти уменьшительно-ласкательные суффиксы: утречко, базарчики, яблочки – так ничего серьезного. Обратите внимание, на лица девочек «В Контакте» – прикольчики с укольчиками застыли прямо на их губах. У всех одни и те же гримасы – настоящая социальная катастрофа! И чаще всего это видно лишь вдумчивому портретисту.

Существуют внешние (первичные, грубые) и внутренние (вторичные, тонкие) признаки закрытости человека. Внешние – это напряженные губы, сдержанная улыбка, сложенные на груди руки, направленные вовнутрь носки туфлей, блуждающий взгляд и т.д. Когда-то в 90-х годах мне впервые попалась книга Аллана Пиза: «Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам». Это было как откровение, ее с успехом использовали спецслужбы разных стран. Я бы рекомендовал прочесть эту книгу всем портретистам.

Внутренние, или вторичные, признаки закрытости человека обычно проявляются в разговоре: обратите внимание насколько охотно ваш собеседник идет на контакт, откликается на предложенные темы. Хороший портретист молчуном не бывает. Не забывайте мысль Сократа: «Скажи мне что-нибудь, чтоб я тебя увидел».

В очередной раз повторюсь: фотографируя человека, мы всегда снимаем его реакцию на окружающее пространство. В пределах же студии мы запечатлеваем реакцию модели на фотографа, то есть на самого себя. Поэтому если фотограф будет неуверенным и закрытым, добиться хорошего кадра практически невозможно. Если же портретист открыт и откровенен, модель, «сканируя» окружающее пространство, рано или поздно «отзеркалит» эту суть, ей станет комфортно, она, в конце концов, раскроется, станет сама собой. Таким образом, психологический портрет – это совместная работа фотографа и модели, 50 на 50!

Довольно просто снимать актеров: их не нужно учить искусству раскрепощения. Часто легко фотографировать и пожилых людей: у них нет нужды что-либо из себя строить, почтенный возраст дает основание везде оставаться самим собой. Но как быть со всеми остальными? Как заговорить с незнакомым человеком? За что «зацепиться» в беседе? Какие темы предложить?

Существует пять основных модулей людских интересов, в рамках которых легко найти темы, интересующие вашу модель. Замечу, что данную классификацию я впервые услышал от Александра Ктиторчука. Долго спорил и сопротивлялся, пытаясь ее расширить и дополнить, но в конечном итоге все же согласился с Сашей.

Итак, о чем же чаще всего говорят люди?

Модуль первый. Коротко назовем его «Секс»
Нет, здесь имеется в виду не только, и не столько сам процесс, вызывающий скабрезные шутки и румянец на лицах примерных подростков, сколько весь комплекс отношений между мужчиной и женщиной.

1 2


Оставьте комментарий

 

Warning: Unknown: open(/home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/tmp/sess_5ba0df197ff6d7171152d466d252efc5, O_RDWR) failed: Disc quota exceeded (69) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/kinoword/domains/kinoword.com.ua/tmp) in Unknown on line 0