http://www.fotoword.com.ua/


Досье

Автор:
Сергей Галушка


Несколько простых советов, которые, я надеюсь, будут полезны при съемке репортажей.


Иллюстрации

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
репортажной съемки

Репортаж – это образное и вдумчивое повествование о событии. Равно как и литературный рассказ, оно может быть написано интересно, красивым языком, с использованием метафор и сравнений, а может быть плоским, линейным и безвкусным.

Экспозиция и смена планов

Согласно правилам литературного рассказа, любое повествование должно начинаться с экспозиции. Нет, не с количества света, определяемым выдержкой и диафрагмой. А четким описанием места события. Точно, как в сказке – «в некотором царстве, в некотором государстве жили-были…», с первых кадров делового репортажа зрителю должно быть понятно, о каком «царстве-государстве» идет речь, где происходили представленные события.

Допустим, вы от заказчика получили задание: снять репортаж о Photokina’2012. Открывать репортаж должны общие планы Kёльн-мессе; толпы людей, спешащих на семинары фотографического биеннале; хорошо, если в поле кадра где-то на заднем плане окажется содержательный рекламный баннер самой выставки. Аккредитованным журналистам и фоторепортерам обычно дается памятка с подробным планом событий. Постарайтесь не пропустить важных мероприятий!

После экспозиции идет укрупнение планов, знакомство с героями, их средой обитания – «…жили-были старик со старухой». И далее, не забывайте постоянно менять планы: общий – средний – крупный – деталь. Будьте внимательны и наблюдательны, умейте подмечать то, чего не видят непосредственные участники событий, увлеченные самопиаром или эмоциями от происходящего.

Событие и эмоция как повод для кадра

Снимая средние планы, постоянно ищите выразительные, эмоциональные моменты взаимодействия героев. Даже если ваши герои отвернулись друг от друга, или спят на докладе – это тоже элемент взаимодействия. Не забывайте: мы всегда снимаем реакцию человека на окружающее пространство. Главное – научиться «вкусно» подавать эту реакцию.

Тем не менее, яркая эмоция, взаимодействие – это лишь повод нажать на кнопку спуска затвора. Репортер должен уметь предугадывать события. Компоновку кадра, ракурс, пространство и даже цветовое исполнение необходимо увидеть априори, за мгновение до события. В этом и состоит искусство репортера – чувствовать пространство, прогнозировать действия. Это приходит с опытом, путем постоянного анализа собственных кадров и лучших репортажных фотографий.

Помните, вы -- глаза тех, кому не посчастливилось побывать (или посчастливилось не побывать) на данном событии. Как щука добычу ловите момент, ищите ракурс, выгодное стилевое исполнение, символику и многозначность кадра. Репортаж -- это почти всегда люди, психология взаимоотношений. Старайтесь стать естественной частью среды, но никак не катализатором событий.

Предварительная подготовка

Если у вас запланирована съемка важного делового репортажа, имеет смысл предварительно осмотреть место событий. Обратите внимание, какой там свет? Включат ли на время конференции дополнительное освещение? Где будут находиться аккредитованные фотографы? По какому маршруту можно перемещаться фотографу во время съемки? Есть ли возможность и необходимость работать с дополнительным светом, управляемым ассистентом? Задайте эти вопросы организаторам.

Не ленитесь, и не жалейте времени на такую предварительную работу. Не стоит слишком полагаться на свой опыт, неприятные сюрпризы могут ожидать фоторепортера на каждом шагу. Например, однажды снимая репортаж в одном зале в центре города, я обнаружил, что в нем ужасно скрипят половицы паркета. В итоге мое передвижение по залу в поиске интересных ракурсов было затруднено: резкий скрип существенно раздражал присутствующих. Если бы я обнаружил такое свойство паркета предварительно, найти нужную траекторию перемещения по залу было бы значительно проще.

Попадание в стиль медиаресурсов

Работая для печатных изданий, обязательно изучите соответствующий стиль подачи изображения. Если сразу это непонятно, уточните у бильдредактора, на чем нужно сделать особые акценты. В целом же, существует два основных типа изданий. К первому следует отнести те, что живут за счет продаж самого печатного продукта, то есть за счет популярности и огромных тиражей. Вторые существуют в основном за счет рекламодателей или прочих заинтересованных лиц. Для первых, как правило, требуются «безбашенные» снимки: публичный человек скорчил ужасную гримасу – браво! Случайно или нарочно показал неприличный жест – клиент нашей «клиники»! Надул щеки, закатил глаза – отличный кадр для обложки или первой полосы (с соответствующей колкой подписью, разумеется).

Конечно, как правило, и за такой кажущейся «свободой» обычно кто-то стоит. Неплохо бы это сразу понять, поскольку, как говорил мой шеф: «хорошая собака не укусит своего хозяина за руку». И здесь все инсинуации по поводу журналистской свободы вообще не причем. Просто, если уж и быть пешкой в чьей-то игре, то лучше делать это осознанно. Впрочем, это тема отдельного разговора.

Кстати, в деловых или корпоративных изданиях, это гораздо легче прочувствовать. Поэтому главных героев для подобных медиаресурсов, наоборот, следует идеализировать. Тем более, если речь идет о представителях компании-рекламодателя. Постарайтесь добиться на снимке нужного взгляда, ракурса, жеста. Иногда это бывает сделать довольно сложно, особенно, если докладчик волнуется, непрерывно говорит и жестикулирует. Сотня снимков, море досады и раздражения со стороны присутствующих – и ни одного попадания: то открыт рот, то закрыты глаза, то высунут язык, то рука закрыла часть лица.

1 2


Оставьте комментарий